Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф09-10080/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГБ N 41 - Семейная медицина" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2007 (резолютивная часть от 30.08.2007) по делу N А60-13797/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Камчатов Д.С. (доверенность от 05.12.2007 N 01-06/21);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Балакаев А.Д. (доверенность от 30.08.2007 N 04-13/41025).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе произвести зачет сумм переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 50021 руб. 28 коп. по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160 в счет уплаты страховых взносов по КБК 18210202010061000160, а также обязании налоговый орган произвести зачет указанной суммы страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2007 (резолютивная часть от 30.08.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее -Федеральный закон) и ст. 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 31.01.2007 о зачете сумм переплаты (ошибочной уплаты) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 50021 руб. 28 коп. по КБК 18210202030061000160 в счет уплаты страховых взносов по КБК 18210202010061000160.
Инспекцией письмом от 07.02.2007 N 107 было отказано в проведении зачета (возврата) данной суммы страховых взносов, так как правовые основания для проведения зачетов (возвратов) в части страховых взносов у налогового органа отсутствуют, в связи с чем необходимо обращаться в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что инспекцией не допущено бездействия, а правомерно совершены действия по принятию решения об отказе в проведении зачета спорной суммы страховых взносов.
Однако вывод суда является ошибочным.
Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика -Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 1, 2 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы, тогда как невыполнение такой обязанности свидетельствует о допущенном со стороны инспекции бездействии.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие у общества переплаты страховых взносов в сумме 50021 руб. 28 коп. по КБК 18210202030061000160 подтверждается материалами дела, а факт ошибочной уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2007 (резолютивная часть от 30.08.2007) по делу N А60-13797/07 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, выразившееся в отказе произвести зачет сумм переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 50021 руб. 28 коп.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав общества с ограниченной ответственностью "ГБ N 41 - Семейная медицина" путем проведения зачета сумм переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 50021 руб. 28 коп. в счет уплаты таких взносов по КБК 18210202010061000160.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГБ N 41 - Семейная медицина" расходы по государственной пошлине по заявлению и кассационной жалобе в общей сумме 3000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2007 г. N Ф09-10080/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника