Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 декабря 2007 г. N Ф09-10510/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.07.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 по делу N А34-1914/2007.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") - Шабашова И.С. (доверенность от 07.09.2006, от 24.07.2005).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к муниципальному учреждению "Центр социальной защиты населения г. Кургана" (далее - МУ "ЦСЗН г. Кургана"), Минфину России о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 на основании договора от 29.04.2004 в сумме 43419 руб. 82 коп.
Определением суда от 30.05.2007 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Курганской области, администрация г. Кургана, Финансовое управление Курганской области.
До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство о нормативном обосновании заявленных требований, в связи с чем размер убытков складывается из 36796 руб. и 6623 руб. 36 коп. НДС.
Решением суда от 19.07.2007 иск удовлетворен частично. Взыскано с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" 36796 руб. 46 коп. убытков. В остальной части иска отказано. В иске к МУ "ЦСЗН г. Кургана" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование судами обстоятельств дела, отсутствие доказательств неправомерности действий (бездействия) Российской Федерации, которые причинили убытки истцу. Заявитель жалобы также указывает на необоснованное возложение судами на Минфин России обязанности по уплате госпошлины.
ОАО "РЖД" считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 341 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ) между ОАО "РЖД" и МУ "ЦСЗН г. Кургана" 29.04.2004 был заключен договор с приложением, утвержденный распоряжением мэра г. Кургана от 29.04.2004 N 2541-р, о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по условиям которого МУ "ЦСЗН г. Кургана" возмещает истцу расходы за предоставленные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг категориям граждан, имеющих право на льготы.
Судами установлено, что истцом в соответствии с Указом Президента РФ в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг многодетным семьям, что не оспаривается ответчиками, третьими лицами, и подтверждено представленными в материалы дела актами, реестрами льготников, расчетами, списками льготников, счетами-фактурами.
Поскольку понесенные истцом расходы в сумме 43419 руб. 82 коп. (с учетом НДС), связанные с предоставлением льгот многодетным семьям, не были возмещены в установленном порядке, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с данным иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов на сумму 36796 руб. 46 коп. подтверждены материалами дела, и, поскольку федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям льгот, предусмотренных Указом Президента РФ, возмещение расходов должно производиться за счет казны Российской Федерации.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела и требованиям закона.
В подп. "б" п. 1 Указа Президента РФ для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Указом Президента РФ, истец понес расходы, составляющие его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся и расходы по социальной поддержке многодетных семей, финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Установив, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, что в бюджет Курганской области не поступали денежные средства на компенсацию расходов, связанных с осуществлением мер, предусмотренных Указом Президента РФ, поскольку федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения спорных расходов, и что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что данные убытки подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146, абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации, исключили из состава убытков сумму налога на добавленную стоимость, в связи с чем сумма подлежащих взысканию с Минфина России за счет казны Российской Федерации убытков составила 36796 руб. 46 коп.
Учитывая, что Минфин России привлечен к участию в деле о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с реализацией Указа Президента РФ в качестве ответчика, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины.
Доводы Минфина России о том, что оно исполнило свои обязательства по финансированию льгот путем выделения из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Курганской области 3174606000 руб., исследовались судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иные доводы Минфина России, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку являются необоснованными и в нарушение ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, арбитражными судами не допущено.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.07.2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 по делу N А34-1914/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, что в бюджет Курганской области не поступали денежные средства на компенсацию расходов, связанных с осуществлением мер, предусмотренных Указом Президента РФ, поскольку федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения спорных расходов, и что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что данные убытки подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146, абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации, исключили из состава убытков сумму налога на добавленную стоимость, в связи с чем сумма подлежащих взысканию с Минфина России за счет казны Российской Федерации убытков составила 36796 руб. 46 коп.
Учитывая, что Минфин России привлечен к участию в деле о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с реализацией Указа Президента РФ в качестве ответчика, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2007 г. N Ф09-10510/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника