Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 декабря 2007 г. N Ф09-5249/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.05.2007 по делу N А47-1465/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Волгомост" (далее - общество, налогоплательщик) - Федорова А.А. (доверенность от 21.12.2006 N 498-юр.).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными бездействий и обязании налогового органа провести списание реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 332000 руб.
Решением от 02.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда от 13.09.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление от 03.09.1999 N 1002). По мнению налогового органа, у общества отсутствует право на списание реструктурированной задолженности в силу того, что она была погашена после истечения 4 лет с момента принятия решения о проведении реструктуризации.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указывает, что с доводами инспекции не согласно, просит принятые по настоящему делу судебные акты оставить в силе, считая их законным и обоснованным. При этом налогоплательщик, руководствуясь положениями постановления от 03.09.1999 N 1002, указывает на отсутствие у налогового органа оснований для внесения в одностороннем порядке в ранее согласованные условия проведения реструктуризации налоговой задолженности.
Как следует из материалов дела, решением инспекции от 30.10.2001 N 16 обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам.
Решением от 29.09.2003 N 9, принятым налоговым органом в одностороннем порядке, внесены изменения в решение от 30.10.2001 N 16. В соответствии с данным решением дополнительные платежи по налогу на прибыль исключены налоговым органом из реструктурированной кредиторской задолженности по пеням и штрафам и включены в основную сумму данной задолженности.
Обязанность по погашению реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль исполнена обществом досрочно.
Общество 23.01.2007 обратилось в инспекцию с заявлением о списании сумм штрафов и пени по реструктуризируемой задолженности в сумме 364325 руб. 98 коп.
Налоговый орган отказал в списании по причине того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль были оплачены налогоплательщиком по истечении 4 лет.
Общество, полагая, что данный отказ в списании указанной задолженности нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий и обязании налогового органа провести списание реструктурированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 332000 руб.
Суды удовлетворили заявленные требования, указали на то, что налоговый орган не вправе относить дополнительные платежи по налогу на прибыль к сумме основной задолженности.
Вывод судов является правильным и соответствует материалам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации, из п. 1 которого следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной, или это задолженность по пеням и штрафам.
Настоящий спор касается суммы процентов, начисленных в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исходя из ставки рефинансирования Банка России на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.
В соответствии с решением инспекции от 30.10.2001 N 16 сумма указанных процентов при реструктуризации задолженности общества перед федеральным бюджетом учитывалась в сумме задолженности по пеням и штрафам и таким же образом была отражена в графике погашения задолженности.
Решением от 29.09.2003 N 9 указанная сумма процентов перенесена в основную задолженность. Между тем отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности признать правомерным нельзя, поскольку увеличение платежей в графике погашения задолженности существенно нарушает права и законные интересы общества, согласившегося на определенные условия ее погашения.
К тому же при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с п. 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
В силу п. 5 Порядка рефинансирования задолженности при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик имеет право на списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п. 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Изложенные выводы соответствуют практике рассмотрения данной категории дел, сложившейся в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04).
Кроме того, согласно п. 4 постановления от 03.09.1999 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
Таким образом, инспекция не имела права вносить изменения в решение о реструктуризации задолженности, меняя характер реструктуризированных один раз платежей и определяя его не как задолженность по пене и штрафам, а как налог на прибыль.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание соблюдение налогоплательщиком условий для списания задолженности по пеням и штрафам, и соответственно дополнительных платежей по налогу на прибыль, предусмотренных п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, суды правомерно признали бездействие налогового органа незаконным.
Довод налогового органа об отсутствии оснований для списания спорной суммы по причине того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль уплачены налогоплательщиком по истечении 4-х лет, судом отклоняется по указанным выше основаниям, а именно, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, судами сделан обоснованный вывод о неправомерности произведенного инспекцией зачета суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, уплаченной в соответствии с графиком реструктуризации в счет уплаты текущих платежей. Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом произведен платеж в качестве погашения 50 процентов задолженности по реструктуризации налога на прибыль по дополнительным платежам в сумме 170000 руб., что подтверждается платежным поручением от 29.09.2003 N 00823.
Суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.05.2007 по делу N А47-1465/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п. 5 Порядка рефинансирования задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Изложенные выводы соответствуют практике рассмотрения данной категории дел, сложившейся в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04).
Кроме того, согласно п. 4 постановления от 03.09.1999 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.
Таким образом, инспекция не имела права вносить изменения в решение о реструктуризации задолженности, меняя характер реструктуризированных один раз платежей и определяя его не как задолженность по пене и штрафам, а как налог на прибыль.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание соблюдение налогоплательщиком условий для списания задолженности по пеням и штрафам, и соответственно дополнительных платежей по налогу на прибыль, предусмотренных п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, суды правомерно признали бездействие налогового органа незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2007 г. N Ф09-5249/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника