Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 декабря 2007 г. N Ф09-9306/07-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2008 г. N 1207/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.03.2007 (резолютивная часть от 19.03.2007) по делу N А34-8075/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственное учреждение "Центр занятости населения Катайского района" (далее - учреждение "ЦЗН Катайского района") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным распоряжения управления от 30.11.2006 N 1186 "Об изъятии федерального имущества в государственную казну Российской Федерации (государственное учреждение "Центр занятости населения Катайского района")" в редакции распоряжения управления от 04.12.2006 N 1229 (с учетом принятых арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменений и уточнений заявления). Заинтересованные лица - управление, Федеральная служба по труду и занятости, администрация (правительство) Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.03.2007 (резолютивная часть от 19.03.2007) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным распоряжение управления от 30.11.2006 N 1186 "Об изъятии федерального имущества в государственную казну Российской Федерации (государственное учреждение "Центр занятости населения Катайского района")" в редакции распоряжения управления от 04.12.2006 N 1229 "О внесении дополнений в распоряжения управления от 30.11.2006 N 1179, 1186, 1187, 1188, 1189".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на применение не подлежащего применению Административного регламента, утвержденного приказом Минсоцздравразвития России от 30.07.2006 N 513, и неприменение подлежащих применению постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.1998, СанПиН 2.2.2/2.4.13.40-03. Как считает заявитель, Федеральная служба по труду и занятости не вправе управлять закрепленным за подведомственными государственными учреждениями имуществом, поэтому не имеет правомочий согласовывать решения управления по изъятию у них излишнего федерального имущества. Как считает управление, учреждением "ЦЗН Курганской области" не доказано несоответствие оспариваемого распоряжения закону и иным нормативным правовым актам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минсоцздравразвития России N 513 следует читать как "03.07.2006 г.", дату постановления Правительства от 05.10.1998 следует читать как "05.01.1998 г."
В отзывах на кассационную жалобу правительство Курганской области, учреждение "ЦЗН Катайского района" возражают против доводов, изложенных в ней, считают их несостоятельными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, государственное учреждение "Центр занятости населения Катайского района" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации юридических лиц, свидетельством о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (т. 1, л.д. 11, 105, 124).
Согласно распоряжениям управления от 24.08.2006 N 534, 08.12.2006 N 1232 за учреждением "ЦЗН Катайского района" закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество: нежилое административное здание, расположенное по адресу: Курганская область, Катайский район, г. Катайск, ул. Лопатина, д. 11 (т. 1, л.д. 56-64; т. 2, л.д. 29, 30).
Управлением 06.09.2006 проведена проверка эффективности использования федерального недвижимого имущества учреждением "ЦЗН Катайского района". По результатам проверки управлением составлен акт от 06.09.2006, согласно которому нежилые помещения в здании используются с превышением норматива, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества (с учетом изменений к акту; т. 1, л.д. 41; т. 2, л.д. 63).
Распоряжением управления от 30.11.2006 N 1186 (в редакции распоряжения управления от 04.12.2006 N 1229) из оперативного управления учреждения "ЦЗН Катайского района" изъяты излишние и неэффективно используемые нежилые помещения общей площадью 215,8 кв.м, расположенные на втором и третьем этажах в здании по адресу: г. Катайск, ул. Лопатина, д. 11 (т. 1, л.д. 12; т. 2, л.д. 23, 24).
Учреждение "ЦЗН Катайского района", полагая, что данное распоряжение вынесено в нарушение положений ст. 120, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.2.2/2.4.13.40-03 от 30.06.2003, нежилые помещения изъяты из оперативного ведения неправомерно, поскольку данные помещения не являются излишними и используются по целевому назначению в соответствии с характером деятельности учреждения, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием. В подтверждение своей позиции заявителем представлены "Обоснование использования площадей учреждения "ЦЗН Катайского района", данные о количестве посещающих центр граждан (т. 1, л.д. 102, 103, 129-133).
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что использование спорных нежилых помещений осуществляется учреждением "ЦЗН Катайского района" с учетом специфики его деятельности, в связи с чем неправомерно при расчете эффективности использования учреждением предоставленных ему на праве оперативного управления нежилых помещений исходить из норматива в 9 кв.м общей площади на одного работника; у управления не имелось правовых оснований для изъятия данных нежилых помещений. Изъятие части названных помещений влечет за собой ограничение в деятельности учреждения "ЦЗН Катайского района", чем нарушаются его права в сфере профессиональной деятельности.
Собственник закрепленного за учреждением имущества (уполномоченный им орган) не вправе изъять у учреждения закрепленное за ним имущество, если это приводит к невозможности осуществления учреждением уставных функций и использования имущества собственника по целевому назначению (постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8, от 22.06.2006 N 21).
Согласно техническому паспорту названного административного здания, экспликации к поэтажному плану строения, акту проверки от 06.09.2006 общая площадь здания составляет 931,6 кв.м, из них 444,6 кв.м - основная площадь. В здании имеются помещения для работы с населением и работодателями (мастерская поиска работы, зал для проведения массовых мероприятий, информационный зал), отнесенные к основной площади (т. 1, л.д. 77-87; т. 2, л.д. 25-27).
Судами принято во внимание, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным приказом Минсоцздравразвития России от 03.07.2006 N 513, помещения для предоставления государственной услуги содействия гражданам в поисках работы размещаются на нижних этажах зданий, оборудованных отдельным входом, или в отдельно стоящих зданиях. Входы в помещения оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. Прием получателей государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях - залах обслуживания (информационных залах); места ожидания оборудуются стульями, кресельными секциями (банкетками); места получения информации оборудуются информационными стендами, средствами вычислительной и электронной техники, стульями, столами; места заполнения необходимых документов оборудуются стульями, столами (п. 42, 45 Административного регламента).
Согласно представленным заявителем данным за 10 месяцев 2006 г. в учреждение "ЦЗН Катайского района" обратилось 3749 человек, из них в качестве ищущих работу зарегистрировано 1984 человека, число повторных обращений клиентов службы занятости за 10 месяцев 2006 г. составило 15284 человека (т. 1, л.д. 102, 103, 129-133).
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что управлением в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что изымаемые площади являются излишними либо эксплуатируются неэффективно, используются учреждением не по назначению. Иных доказательств правомерности вынесенного распоряжения в соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что изъятие имущества из оперативного управления учреждения "ЦЗН Катайского района" в нарушение Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, не было согласовано с Федеральной службой по труду и занятости.
Ссылка заявителя на то, что учреждением "ЦЗН Катайского района" не доказано несоответствие оспариваемого распоряжения закону и иным нормативным правовым актам, отклоняется, поскольку на основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта возложена на орган, принявший оспариваемый ненормативный акт.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняется ссылка управления на применение судами не подлежащего применению Административного регламента, утвержденного приказом Минсоцздравразвития России от 30.07.2006 N 513, и неприменение подлежащих применению постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.1998, СанПиН 2.2.2/2.4.13.40-03.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Российской Федерации следует читать как "05.01.1998"
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.03.2007 (резолютивная часть от 19.03.2007) по делу N А34-8075/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленным заявителем данным за 10 месяцев 2006 г. в учреждение "ЦЗН Катайского района" обратилось 3749 человек, из них в качестве ищущих работу зарегистрировано 1984 человека, число повторных обращений клиентов службы занятости за 10 месяцев 2006 г. составило 15284 человека (т. 1, л.д. 102, 103, 129-133).
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что управлением в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что изымаемые площади являются излишними либо эксплуатируются неэффективно, используются учреждением не по назначению. Иных доказательств правомерности вынесенного распоряжения в соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что изъятие имущества из оперативного управления учреждения "ЦЗН Катайского района" в нарушение Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, не было согласовано с Федеральной службой по труду и занятости.
...
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняется ссылка управления на применение судами не подлежащего применению Административного регламента, утвержденного приказом Минсоцздравразвития России от 30.07.2006 N 513, и неприменение подлежащих применению постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.1998, СанПиН 2.2.2/2.4.13.40-03."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2007 г. N Ф09-9306/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника