Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 января 2008 г. N Ф09-10867/07-С2
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2009 г. N 4948/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2009 г. N Ф09-10867/07-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. N 4948/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2007 по делу N А47-1130/07.
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургские авиалинии" (далее - предприятие, налогоплательщик) - Новиков О.А. (доверенность от 10.01.2007 N 1-337).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании решения инспекции от 22.01.2007 N 09-26/847/532 недействительным в части отказа в признании права налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа на общую сумму 5294357 руб., повлекшего за собой отказ в возмещении из бюджета НДС в общей сумме 270595 руб., доначисление к уплате в бюджет налога по налоговой ставке 18% в общей сумме 952984 руб. и применение налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде наложения штрафов в общей сумме 29128 руб.
По мнению инспекции, у общества отсутствует право на применение налоговой ставки 0%, поскольку в приложенном к налоговой декларации по НДС за сентябрь 2006 г. пакете документов, обосновывающих применение указанной налоговой ставки, налогоплательщик не представил реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршруты перевозок с указанием пунктов отправления и назначения, и выписки банка (копии выписки), подтверждающие фактическое поступление выручки от лиц-покупателей услуг на счет налогоплательщика в российском банке.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2007 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части отказа в признании права налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% по НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа на общую сумму 5294357 руб., отказа в возмещении из бюджета НДС в общей сумме 270595 руб., доначисления к уплате в бюджет налога по налоговой ставке 18% в общей сумме 952984 руб. и наложения штрафов в общей сумме 29128 руб. Суд первой инстанции пришел к выводу в том, что документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа на общую сумму 5294357 руб., представлены налогоплательщиком в полном объеме, вследствие чего признал заявленные требования налогоплательщика правомерными.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по ставке 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Согласно п. 6 ст. 165 Кодекса при оказании услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов налоговые органы представляются следующие документы:
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке с учетом особенностей, предусмотренных подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 2 статьи 165 Кодекса;
- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Следует отметить, что в случае несвоевременного представления документов, перечисленных в п. 6 ст. 165 Кодекса, обязанность налогообложения операций, отмеченных в подп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса, по ставке 18% у налогоплательщика не возникает, поскольку в силу положений п. 9 ст. 165 Кодекса последствия в виде возникновения обязанности начисления налога по ставкам 10% или 18% наступают лишь в случаях непредставления налоговому органу в срок, установленный п. 9 ст. 165 Кодекса, документов (их копий), подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подп. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 Кодекса.
В соответствии со ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет по итогам налогового периода, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с нормами гл. 21 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 176 Кодекса суммы, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1-6 и 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Кодекса, и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Документы, подтверждающие факты оказания предприятием предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса услуг по перевозке пассажиров и багажа на общую сумму 5294357 руб. 00 коп. и оплаты указанных услуг в форме, допускаемой действующим законодательством, а именно: реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршруты перевозок с указанием пунктов отправления и назначения; акты зачета требований предприятия о перечислении части выручки, полученной его агентами (организациями ООО "Р-Сервис", ЗАО "Шероз", ЗАО "Дили Пок ФЗН", ООО "Авиатранс", ГУАП "Точикистон", аэропорт "Куляб", ООО "Трансагентство") при продаже пассажирских и грузовых перевозок, выполняемых авиарейсами, осуществляемыми предприятием, и встречных требований перечисленных агентов о выплате агентского вознаграждения; акт зачета требований предприятия об оплате услуг, оказанных по договору фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) от 30.12.2004 N 725ДО-04 организации ЗАО "Донг Мун", и встречных требований организации ЗАО "Донг Мун" об оплате работ по капитальному ремонту, выполненных для предприятия на основании договора от 10.01.2003 N 4, - налогоплательщиком суду представлены. Факты необоснованного предъявления к возмещению из бюджета сумм налога, предъявленных налогоплательщику поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса, налоговой проверкой не выявлены.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что все требования, содержащиеся в ст. 164, 165, 171, 172, 176 Кодекса, предприятием соблюдены.
При таких обстоятельствах заявленные требования предприятия удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Довод налогового органа о неправомерном принятии к рассмотрению судом сведений и документов, отсутствовавших у инспекции по состоянию на момент проведения камеральной налоговой проверки, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку исходя из положений ст. 9 и ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу при проверке или после нее.
Следует отметить, что указанный довод инспекции не соответствует и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О.
Ссылка инспекции на техническую ошибку, допущенную сотрудником предприятия при оформлении актов о зачете встречных однородных требований предприятия и его агентов, не имеет правового значения для целей рассмотрения настоящего спора при отсутствии доказательств соблюдения инспекцией процедуры проведения камеральной налоговой проверки, предусмотренной ст. 88 Кодекса, в соответствии с которой налоговому органу следовало сообщить предприятию о допущенной ошибке, выявленной при проведении камеральной проверки, с предоставлением возможности внесения соответствующих исправлений в установленный срок в порядке, предусмотренном ст. 88 Кодекса.
Помимо изложенного, судом установлено, что в нарушение требований ст. 101 Кодекса материалы налоговой проверки рассмотрены руководителем налогового органа в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения.
Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении налоговым органом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущем за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.08.2007 по делу N А47-1130/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.6 ст.165 НК РФ при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределами РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представляются выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за оказанные услуги на счет налогоплательщика в российском банке, реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении ставки НДС 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, т.к. к налоговой декларации им был приложен не полный пакет документов, обосновывающих применение указанной налоговой ставки.
В частности, не были представлены реестры единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, а также выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от лиц-покупателей услуг на счет налогоплательщика в российском банке.
Однако налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа, поэтому обратился в суд.
Суд указал, что документы, подтверждающие право применения налоговой ставки 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, были представлены налогоплательщиком в полном объеме.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
По мнению суда, отсутствие у налогового органа при проведении камеральной проверки поданной декларации реестров единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, а также выписки банка, не является основанием для отказа признания права применения налоговой ставки 0%.
Указанные документы были представлены налогоплательщиком в обоснование возражений на акт камеральной налоговой проверки.
У налогоплательщика не возникла обязанность по обложению указанных операций по налоговой ставке 18%, поскольку ее возникновение связано с непредставлением в срок документов, подтверждающих право применения налоговой ставки 0% только для операций, предусмотренных подп.1-3 и 8 п.1 ст.164 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2008 г. N Ф09-10867/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника