Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 февраля 2008 г. N Ф09-707/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 мая 2008 г. N 5777/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2007 по делу N А47-6479/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) от 08.06.2006 N 2/90 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.06.2007 (резолютивная часть от 31.05.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) и положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). По мнению общества, справка о подтверждающих документах и копия грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) не относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям, а являются подтверждающими документами вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу общества, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения, считая их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка по вопросам соблюдения обществом требований валютного законодательства за период с 1 января 2005 года по 1 апреля 2006 года.
В ходе проверки установлен факт несоблюдения обществом порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно: справка о подтверждающих документах и копия ГТД представлены в уполномоченный банк с нарушением установленного срока на 2 календарных дня.
По результатам проверки управлением составлены протокол об административном правонарушении от 25.05.2006 N 2/90, на основании которого 08.06.2006 вынесено постановление N 2/90 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Федерального закона 10.12.2003 N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ в качестве таких документов определены, в частности, таможенные декларации.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен в Положении N 258-П.
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В целях государственного контроля обоснованности оплаты операций в иностранной валюте, а также учета валютных операций по контрактам и осуществления контроля за их проведением в соответствии с п. 2.1, 2.2, 2.12 Положения N 258-П, а также п. 1.2 Инструкции Центробанка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" резидент обязан представить в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, документы, связанные с проведением указанных операций, установленные в приложении N 1 к Положению N 258-П, и в сроки, предусмотренные п. 2.4 Положения N 258-П.
В силу ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и компанией "Автодизель Эексперт ЛТД" (Британские Виргинские острова) заключен контракт от 05.12.2005 N 549/12/05-ОР на поставку радиаторной продукции на общую сумму 404654 рублей.
Во исполнение названного контракта по ГТД N 10409070/151205/0004662 на основании счета-фактуры от 22.12.2005 N 2010 товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Подтверждающие документы (ГТД) в уполномоченный банк представлены обществом 17.01.2006, то есть с пропуском срока, установленного в п. 2.4 Положения N 258-П.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Между тем выводы судов о том, что действия общества по непредставлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, являются ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
На момент проверки и вынесения управлением обжалуемого постановления в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В настоящее время указанный порядок установлен Банком России Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относится справка о подтверждающих документах.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Следовательно, представление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 17.01.2006 (по сроку представления до 15.01.2006) не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Вместе с тем данные выводы судов не привели к принятию ими неправильного решения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2007 по делу N А47-6479/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящее время указанный порядок установлен Банком России Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относится справка о подтверждающих документах.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Следовательно, представление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 17.01.2006 (по сроку представления до 15.01.2006) не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2008 г. N Ф09-707/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника