Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 марта 2008 г. N Ф09-1907/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2007 по делу N А60-26503/2007-С9 по заявлению Журавлевой Марины Борисовны о признании незаконным решения регистрирующего органа.
В судебном заседании приняла участие представитель Инспекции - Шульгина Е.С. (доверенность N 05-14/61884 от 29.12.2007).
Представитель Журавлевой М.Б., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Журавлева М.Б. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения регистрирующего органа от 10.09.2007 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Русская строительная компания" (далее - общество "РСК") незаконным и обязании Инспекции зарегистрировать указанное общество.
Решением суда от 23.11.2007 заявленные требования удовлетворены. Решение Инспекции от 10.09.2007 об отказе в государственной регистрации общества "РСК" компания" признано недействительным, Инспекция обязана осуществить государственную регистрацию общества "РСК".
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что судом при вынесении решения не учтено отсутствие документов, подтверждающих наличие у Журавлевой М.Б. права пользования помещением, указанным в качестве адреса юридического лица.
Как следует из материалов дела, 04.09.2007 Журавлева М.Б. обратилась в регистрирующий орган с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица - общества "РСК" при создании.
В ходе рассмотрения заявления Инспекцией был проведен осмотр (обследование) адреса, указанного заявителем в качестве места нахождения юридического лица: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 36. В ходе обследования установлено, что по названному адресу находится учебный корпус N 3 Уральского государственного экономического университета, общество "РСК" в данном здании не располагается, договор аренды с ним не заключался (протокол от 05.09.2007 N 22).
В связи с этим 10.09.2007 Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества "РСК" на основании непредставления необходимых документов, определенных ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). Инспекция посчитала непредставленным заявление о государственной регистрации юридического лица при создании формы Р11001, поскольку оно содержит недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Полагая, что в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для регистрации юридического лица согласно установленному законом перечню, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 23 Закона о регистрации, для отказа в регистрации не имелось, Журавлева М.Б. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что заявителем в регистрирующий орган представлен необходимый для государственной регистрации юридического лица пакет документов, в заявлении о государственной регистрации общества "РСК" заявитель подтвердил достоверность указанной в нем информации, вследствие чего у Инспекции не имелось оснований для отказа в государственной регистрации общества "РСК".
Между тем данные выводы суда не соответствуют нормам действующего законодательства.
Из положений ст. 1 Закона о регистрации следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Согласно ст. 12 Закона о регистрации для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации.
Поскольку в силу ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации (п. 2.3 формы Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном законом порядке (п. 12 формы Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), указание недостоверного адреса юридического лица (либо иных недостоверных обязательных сведений в заявлении) фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона о регистрации, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
Статья 23 Закона о регистрации в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица - общества "РСК" место нахождение общества: г. Екатеринбург, ул. Щорса, д. 36. Данный адрес указан в п. 1.9 ст. 1 устава общества, то есть он является адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Между тем из протокола обследования от 05.09.2007 N 22 следует, что здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, д. 36, является учебным корпусом и принадлежит Уральскому государственному экономическому университету. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
При этом документов, подтверждающих наличие у Журавлевой М.Б. права пользования указанным зданием либо находящимися в нем помещениями, заявителем не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указание в заявлении о регистрации юридического лица и уставе общества произвольно выбранного заявителем адреса не является достаточным основанием для признания сведений о месте нахождения юридического лица достоверными.
При таких обстоятельствах Инспекция, установив недостоверность представленных Журавлевой М.Б. сведений, правомерно приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества "РСК" на основании ст. 23 Закона о регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 23.11.2007 подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права. В удовлетворении заявления Журавлевой М.Б. о признании решения регистрирующего органа от 10.09.2007 об отказе в государственной регистрации общества "РСК" незаконным и обязании Инспекции зарегистрировать указанное общество следует отказать.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 110 названного Кодекса).
В силу ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку Журавлева М.Б. лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины не является (ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), с нее на основании ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 50 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2007 по делу N А60-26503/2007-С9 отменить.
В удовлетворении заявления Журавлевой Марины Борисовны о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 10.09.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Русская строительная компания" и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга осуществить государственную регистрацию юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Русская строительная компания" отказать.
Взыскать с Журавлевой Марины Борисовны в доход федерального бюджета 50 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в силу ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации адрес юридического лица является обязательным реквизитом учредительных документов и обязательным реквизитом заявления о государственной регистрации (п. 2.3 формы Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном законом порядке (п. 12 формы Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), указание недостоверного адреса юридического лица (либо иных недостоверных обязательных сведений в заявлении) фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона о регистрации, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.
Статья 23 Закона о регистрации в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
...
Указание в заявлении о регистрации юридического лица и уставе общества произвольно выбранного заявителем адреса не является достаточным основанием для признания сведений о месте нахождения юридического лица достоверными.
При таких обстоятельствах Инспекция, установив недостоверность представленных Журавлевой М.Б. сведений, правомерно приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества "РСК" на основании ст. 23 Закона о регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2008 г. N Ф09-1907/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника