Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 марта 2008 г. N Ф09-1852/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Копейского филиала N 6 (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2007 по делу N А76-5105/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" (далее - школа, страхователь) не принятых к зачету расходов в сумме 7000 руб.
Решением суда от 12.09.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, фонд просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм Налогового кодекса Российской Федерации и необоснованное неприменение судом к спорным отношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, фондом проведена документальная выездная проверка муниципального общеобразовательного учреждения "Березовская основная общеобразовательная школа", передавшего в связи с реорганизацией в форме присоединения все права и обязанности страхователю по передаточному акту от 27.06.2006 N 2, по вопросам расходования средств на цели обязательного страхования за период с 01.07.2002 по 31.12.2004. В ходе проверки было установлено, что фондом в 2003 г. выделены 3 путевки в санаторий-профилакторий "Солнечный", при этом путевка N 000598 использована ребенком Евдокимовым Сергеем, родители которого не являются работниками страхователя.
По результатам проверки фондом составлен акт от 21.11.2005 N 32 с/с и вынесено решение от 16.12.2005 N 25 о непринятии к зачету расходов в сумме 7000 руб., произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Требованием фонда от 27.02.2006 N 5 страхователю предложено в срок до 15.03.2006 возвратить средства, полученные от фонда за путевку, в сумме 7000 руб.
Поскольку указанное требование страхователем не было исполнено, фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявления в связи с недоказанностью факта причинения вреда неправомерными действиями страхователя, кроме того, вопросы расчетов по поводу использования страховых взносов должны решаться путем доначисления и взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, путевка N 000598 в санаторий "Солнечный" стоимостью 7000 руб. получена страхователем на основании его заявления по накладной от 06.02.2003 N 10.
Путевка использована Евдокимовым С., что подтверждается корешком к санаторной путевке, выданном Челябинской городской благотворительной организации инвалидов "Айболит".
Оплата санаторной путевки подтверждена платежным поручением от 28.01.2003 N 68.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также п. 18 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так, в силу п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, представляется отделением Фонда в соответствующий налоговый орган в течение 10 дней со дня его вынесения.
Сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя-плательщика единого социального налога представляется фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Решения отделения Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных указанным Кодексом мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Из вышеизложенного следует, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
При таких обстоятельствах, поскольку налоговым законодательством предусмотрен иной порядок взыскания таких расходов, вывод судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных фондом требований о взыскании 7000 руб. в качестве возмещения имущественного ущерба, убытков, является правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами норм гражданского законодательства судом кассационной инстанции отклоняются в силу неправильного толкования заявителем норм права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2007 по делу N А76-5105/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице Копейского филиала N 6, - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
ФСС выделил образовательному учреждению три путевки в санаторий, при этом одна из путевок была использована ребенком, родители которого не являлись работниками этого учреждения.
Впоследствии учреждение было реорганизовано в форме присоединения к другому учреждению с передачей всех прав и обязанностей по расходованию средств на цели обязательного страхования.
В результате проведенной ФСС проверки страхователя было вынесено решение о непринятии к зачету суммы путевки, а также было вынесено требование о возврате стоимости путевки ФСС.
Отказ в возврате указанной стоимости явился основанием для обращения ФСС с заявлением в суд.
Суд, не поддержав позицию ФСС, указал, что путевка действительно была использована ребенком, чьи родители не являются работниками учреждения.
Однако у ФСС нет полномочий для осуществления взысканий сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Такие обязанности возложены на налоговые органы.
Следовательно, в случае неисполнения страхователем решения ФСС о непринятии к зачету расходов на социальное страхование, взыскание спорной суммы осуществляется налоговым органом как недоимки по ЕСН.
Таким образом, у ФСС отсутствовали правовые основания для взыскания спорной суммы в качестве возмещения имущественного ущерба, убытков.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2008 г. N Ф09-1852/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника