Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 апреля 2008 г. N Ф09-2108/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2008 г. N 9535/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края (далее - администрация Чайковского городского поселения) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 по делу N А50-8584/2007 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие директор муниципального унитарного предприятия "Вещевой рынок" (далее - предприятие "Вещевой рынок") - Головнин П.Н. (постановление от 15.07.1996 N 923) и представитель предприятия - Югов Д.С. (доверенность от 31.03.2008).
Администрацией Чайковского муниципального района Пермского края (далее - администрация Чайковского муниципального района) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Аналогичное ходатайство поступило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по факсу 01.04.2008 и 02.04.2008 от администрации Чайковского городского поселения.
Указанные ходатайства судом кассационной инстанции удовлетворены, поскольку в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие представителей лица, подавшего кассационную жалобу, а также иных участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие при условии их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края к администрации Чайковского городского поселения и Чайковскому отделу управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок общей площадью 2200 кв.м с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Центральный район.
Определениями суда от 07.08.2007, 04.09.2007, 01.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены предприятие "Вещевой рынок", Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее -Управление регистрационной службы), муниципальное унитарное предприятие "Жилкомэнергосервис" (далее - предприятие "Жилкомэнергосервис"; т. 1, л.д. 1, 89; т. 2, л.д. 7).
До вынесения судом решения администрация Чайковского муниципального района в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявила ходатайство об уточнении предмета требований и просила рассмотреть спор в порядке искового производства (т. 1, л.д. 91). Кроме того, администрация Чайковского муниципального района уточнила, что ответчиком по делу является администрация Чайковского городского поселения, а Управление Федеральной регистрационной службы является третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены. Государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок для размещения микрорынка, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 2200 кв.м, кадастровый номер 50:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Центральный район, признана недействительной.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация Чайковского городского поселения просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушение положений ст. 4, 49, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств. По мнению заявителя, наличие права на распоряжение землей не влечет преимущественного права на получение земельного участка в собственность. Заявитель жалобы считает, что договор аренды от 07.07.2005 N 58-094 земельного участка площадью 1105,2 кв.м с предприятием "Вещевой рынок" является незаключенным, право аренды данного земельного участка в установленном порядке прекращено администрацией Чайковского городского поселения; спорный земельный участок, в состав которого входит земельный участок площадью 1105,2 кв.м, является ранее учтенным и предоставлен в аренду предприятию по договору аренды от 13.06.2006 N 03-09/47 "Жилкомэнергосервис". Администрация Чайковского городского поселения также указывает на то, что суд апелляционной инстанции, признав незаключенным договор аренды от 13.06.2006 N 03-09/47, вышел за пределы исковых требований. Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемая администрацией Чайковского муниципального района государственная регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок не нарушает прав истца, кроме того, администрация Чайковского городского поселения полагает, что администрация Чайковского муниципального района не вправе иметь указанное имущество, поскольку спорный земельный участок имеет разрешенное использование (для эксплуатации мини-рынка), а муниципальный район не имеет полномочий по организации торговли на территории поселения, так как органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия только межпоселенческого характера, следовательно, этим целям должно соответствовать и принадлежащее муниципальному району имущество.
Администрация Чайковского муниципального района в своем отзыве просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения без удовлетворения, считая ее доводы несостоятельными и противоречащими материалам дела.
Управление регистрационной службы также представило отзыв, в котором указало, что государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок была проведена в соответствии с требованиями законодательства.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, постановлением главы администрации Чайковского городского поселения от 13.06.2006 N 490 прекращено право аренды предприятия "Вещевой рынок" на земельный участок площадью 1105,2 кв.м, предназначенный для размещения объекта временного назначения - мини-рынка в Центрально-планировочном районе г. Чайковского (т. 1, л.д. 68). По условиям указанного постановления предприятию "Жилкомэнергосервис" из состава земель поселений предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004 площадью 2200 кв.м для размещения мини-рынка в Центрально-планировочном районе г. Чайковского.
Администрацией Чайковского городского поселения (арендодатель) и предприятием "Жилкомэнергосервис" (арендатор) 13.06.2006 подписан договор N 03-09/47 аренды указанного земельного участка (т. 1, л.д. 69-72).
Право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на земельный участок с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, расположенный в Центральном районе г. Чайковского, зарегистрировано Управлением регистрационной службы 26.04.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись N 59-59-16/027/2007-222 (т. 1, л.д. 10). В качестве основания в свидетельстве о государственной регистрации права указан п. 3 ст. 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно заключению отдела строительства и архитектуры администрации Чайковского городского поселения от 25.04.2007 N 40 название района "Центрально-планировочный" изменено на "Центральный" (т. 1, л.д. 149).
Администрация Чайковского муниципального района, считая, что государственная регистрация права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок проведена с существенным нарушением действующего законодательства, обратилась в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. При этом суд оценивает законность оснований возникновения зарегистрированного права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности проведенной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований возникновения и государственной регистрации права собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок и обоснованно признал государственную регистрацию недействительной.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 30.06.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как установлено судами, администрацией городского поселения на основании постановления от 13.06.2006 N 490 с предприятием "Жилкомэнергосервис" подписан договор аренды земельного участка от 13.06.2006 N 03-09/47.
Однако из материалов дела усматривается, что на момент подписания договора данный земельный участок в нарушение п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен, его границы не были описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 26.03.2007 N 12/07-1-1314 площадь указанного земельного участка является ориентировочной; сведения о его границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании (т. 1, л.д. 75).
Таким образом, предмет договора аренды от 13.06.2006 N 03-09/47 не определен сторонами, в соответствии со ст. 432, п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации названный договор не может быть признан заключенным.
При таких обстоятельствах право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок не могло возникнуть на основании п. 3 ст. 3.1 Закона, предусматривающего возникновение права собственности органов местного самоуправления на земельные участки, предоставленные муниципальным унитарным предприятиям, созданным соответствующими органами местного самоуправления.
Ссылка администрации Чайковского городского поселения на то, что истец не вправе обладать спорным имуществом, так как для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - эксплуатация мини-рынка, в то время как у муниципального района отсутствуют полномочия по организации торговли на территории поселения, судом кассационной инстанции отклоняется. При разрешении спора по настоящему делу данный довод не имеет правового значения, так как рассматривается вопрос о наличии права собственности на земельный участок у ответчика, а не у истца.
Иные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как не имеющие правового значения для рассмотрения данного спора.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2008 о принятии кассационной жалобы к производству администрации Чайковского городского поселения отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, заявителю предложено представить в судебное заседание доказательства ее уплаты. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств уплаты администрацией Чайковского городского поселения государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, она подлежит взысканию с заявителя (ст. 333.17, п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2007 по делу N А50-8584/2007 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского городского поселения Пермского края - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Чайковского городского поселения в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, администрацией городского поселения на основании постановления от 13.06.2006 N 490 с предприятием "Жилкомэнергосервис" подписан договор аренды земельного участка от 13.06.2006 N 03-09/47.
Однако из материалов дела усматривается, что на момент подписания договора данный земельный участок в нарушение п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" сформирован не был, на кадастровый учет не поставлен, его границы не были описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 26.03.2007 N 12/07-1-1314 площадь указанного земельного участка является ориентировочной; сведения о его границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании (т. 1, л.д. 75).
Таким образом, предмет договора аренды от 13.06.2006 N 03-09/47 не определен сторонами, в соответствии со ст. 432, п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации названный договор не может быть признан заключенным.
При таких обстоятельствах право собственности муниципального образования "Чайковское городское поселение" на спорный земельный участок не могло возникнуть на основании п. 3 ст. 3.1 Закона, предусматривающего возникновение права собственности органов местного самоуправления на земельные участки, предоставленные муниципальным унитарным предприятиям, созданным соответствующими органами местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2008 г. N Ф09-2108/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника