Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 апреля 2008 г. N Ф09-2924/08-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 15239/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 15239/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2008 г. N Ф09-5611/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Гранит-Сервис" (далее - общество "Фирма "Гранит-Сервис"), исполняющего обязанности прокурора Челябинской области (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2008 по делу N А76-16469/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Свердловской области (далее - инспекция) - Фомичева Н.А. (доверенность от 11.01.2005 б/н);
предпринимателя - Фадеева Е.И. (ордер от 28.02.2005 N 140 484).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействующим п. 11 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/18 (далее - Положение), в части предоставления права на копку могил и захоронения только специализированной службе по вопросам похоронного дела.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление), муниципальное унитарное предприятие "Мемориал" (далее - предприятие "Мемориал"), общество "Фирма "Гранит-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Мемориал" (далее - общество "Мемориал"), индивидуальный предприниматель Бургардт Виктор Александрович, индивидуальный предприниматель Ботов Дмитрий Борисович.
Решением суда от 19.02.2008 в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заявители просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 9, 10, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о похоронном деле), ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 27.06.2006 решением Челябинской городской Думы N 13/18 утверждено Положение, пунктом 11 которого предусмотрено, что право на копку могил и захоронение имеет только специализированная служба по вопросам похоронного дела; в исключительных случаях, при осуществлении захоронений с учетом особенностей вероисповедания и национальных традиций умерших (самокопы), необходимо присутствие представителя специализированной службы; при захоронении гроба с телом (останками) умершего глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характер грунтов и уровня стояния грунтовых вод), но не менее полутора метров.
Полагая, что пункт 11 Положения нарушает антимонопольное законодательство, устанавливает незаконное ограничение для хозяйствующих субъектов, иных юридических и физических лиц, возложивших на себя обязанности по осуществлению погребения тела умершего, прокурор обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия указанного пункта Положения законодательству Российской Федерации о похоронном деле и отсутствия нарушений антимонопольного законодательства.
Выводы суда являются ошибочными.
По смыслу ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Согласно п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Закона о похоронном деле организация похоронного дела, в том числе и по погребению, включающему в себя услугу по копке могил и захоронению, как одному из видов ритуальных услуг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Вместе с тем оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из названных в ст. 5 Закона о похоронном деле лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 9 Закона о похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вывод суда о том, что услугу по копке могил и захоронению родственникам умершего могут оказывать лишь специализированные службы, не основан на Законе.
Статья 10 Закона о похоронном деле предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, указанный Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Статьей 25 Закона о похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
При таких обстоятельствах п. 11 Положения в части предоставления права на копку могил и захоронение только специализированной службе по вопросам похоронного дела, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/18, противоречит требованиям Закона о похоронном деле и вводит ограничение конкуренции в сфере организации похоронного дела в г. Челябинске.
С учетом изложенного решение суда следует отменить, п. 11 Положения в указанной части признать не соответствующим требованиям, установленным Законом о похоронном деле.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2008 по делу N А76-16469/07 отменить.
Признать пункт 11 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/18, в части предоставления права на копку могил и захоронение только специализированной службе по вопросам похоронного дела не соответствующим Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 25 Закона о похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
При таких обстоятельствах п. 11 Положения в части предоставления права на копку могил и захоронение только специализированной службе по вопросам похоронного дела, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/18, противоречит требованиям Закона о похоронном деле и вводит ограничение конкуренции в сфере организации похоронного дела в г. Челябинске.
С учетом изложенного решение суда следует отменить, п. 11 Положения в указанной части признать не соответствующим требованиям, установленным Законом о похоронном деле.
...
Признать пункт 11 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 N 13/18, в части предоставления права на копку могил и захоронение только специализированной службе по вопросам похоронного дела не соответствующим Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле""
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф09-2924/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника