Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 июня 2008 г. N Ф09-3951/08-С3
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2008 по делу N А76-26083/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" (далее - общество, налогоплательщик) к инспекции о признании незаконными действий налогового органа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет переплаты по налогу на прибыль, образовавшейся за 2006 г. и 9 месяцев 2007 г., и обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.
Отказ в проведении зачета налоговый орган мотивировал отсутствием переплаты по лицевой карточке налогоплательщика.
Решением суда от 15.01.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы налоговый орган приводит следующие доводы.
Предусмотренный п. 5 ст.78 Кодекса срок, подлежащий исчислению со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, подлежит применению в ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размеры уже были установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Поскольку сроки уплаты налогов не наступили, не представляется возможным определить сумму задолженности будущих периодов и произвести зачет.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.11.2007 общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о зачете излишне уплаченного налога на прибыль, зачисленного в федеральный бюджет, в сумме 148807 руб. и зачисленного в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 400349 руб. 71 коп. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.
В письме от 08.11.2007 N 09-22/6/н налоговым органом в зачете излишне уплаченного налога на прибыль отказано по причине отсутствия в карточке лицевого счета данной переплаты.
Полагая, что указанные действия налогового органа нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя требования налогоплательщика, пришли к выводу о том, что в 2006 г. и за 9 месяцев 2007 г. сумма налога, подлежащая к уплате в федеральный бюджет по декларациям, составила 118656 руб., уплачено 267463 руб., сумма налога, подлежащая к уплате в территориальный бюджет по декларациям, - 319457 руб., уплачено - 719806 руб. 29 коп., возникла переплата, подлежащая зачету. Налоговым органом не доказано отсутствие переплаты или наличие недоимки.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В п. 4 ст. 78 указано, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
По спорному правоотношению налоговый орган при наличии недоимки имел возможность рассмотреть вопрос о зачете и принять соответствующее решение. Однако этого сделано не было.
Поскольку судами на основании исследования представленных в дело налоговых деклараций, платежных поручений, инкассовых поручений установлен факт наличия переплаты по налогу на прибыль в спорной сумме и установлено, что с учетом начислений по налогу и фактически произведенных платежей в бюджет у общества образовалась переплата по налогу за 2006 г. и за 9 месяцев 2007 г. в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, вывод судов о соблюдении условий, определенных ст. 78 Кодекса для зачета переплаты, является законным и обоснованным.
Документального опровержения данного вывода налоговым органом в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено и в материалах дела таковые отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконными действия (бездействие) инспекции, выразившиеся в незачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет будущих платежей, и обязали налоговый орган принять решение о зачете имеющейся переплаты в оспариваемой сумме.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений ст. 78 Кодекса.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2008 по делу N А76-26083/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 4 ст. 78 указано, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика.
...
Поскольку судами на основании исследования представленных в дело налоговых деклараций, платежных поручений, инкассовых поручений установлен факт наличия переплаты по налогу на прибыль в спорной сумме и установлено, что с учетом начислений по налогу и фактически произведенных платежей в бюджет у общества образовалась переплата по налогу за 2006 г. и за 9 месяцев 2007 г. в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, вывод судов о соблюдении условий, определенных ст. 78 Кодекса для зачета переплаты, является законным и обоснованным.
...
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений ст. 78 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2008 г. N Ф09-3951/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника