Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 июня 2008 г. N Ф09-6446/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2008 г. N 12839/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Основа-Строительные Ресурсы" (далее - общество "Основа-Строительные Ресурсы") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу N А50-1929/07 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Основа-Строительные Ресурсы" - Ибрагимова Л.Р. (доверенность от 09.01.2008 N 03/2);
открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт" (далее - общество "Ульяновский речной порт") - Самошкина Н.В. (доверенность от 09.01.2008 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Ульяновский речной порт" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным заключения Набережно-Челнинского линейного отдела Камского бассейнового Управления Государственного надзора на внутреннем водном транспорте по делу "Об ударе теплохода "Дунайский-56" о подводное препятствие на 1638,6 км реки Кама 07.06.2006 в 13.30 ч" в части выводов о невыполнении командным составом требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства (с учетом уточнения, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица - общество "Основа-Строительные Ресурсы", общество с ограниченной ответственностью "Нерудсервис" (далее - общество "Нерудсервис").
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.11.2006 на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве надлежащего ответчика привлечено Камское бассейновое Управление Государственного надзора на внутреннем водном транспорте (в связи с реорганизацией - новое наименование - Камское управление Государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; далее - управление).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2007 дело в порядке, предусмотренном ст. 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, передано на рассмотрение Арбитражного суда Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2007 (резолютивная часть от 18.04.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2007 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Решением суда от 24.12.2007 (резолютивная часть от 20.12.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) решение суда отменено. Заявленные обществом "Ульяновский речной порт" требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Основа-Строительные Ресурсы" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов данного суда фактическим обстоятельствам дела, а также на их ненадлежащую оценку.
Как следует из материалов дела, 06.06.2006 толкаемый состав теплохода "Дунайский-56", принадлежащий обществу "Ульяновский речной порт", с порожней приставкой теплохода "Волжский-16", принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью "Камская судовая компания", находящиеся в аренде у общества "Основа-Строительные Ресурсы", по распоряжению диспетчера общества "Основа-Строительные Ресурсы" подошел для погрузки к необорудованному правому берегу реки Кама на 1638,6 км. Теплоход встал левым бортом к борту плавучего крана КПЛ 15-30 N 19 к месту погрузки песчано-гравийной смеси, грузоотправителем которой являлось общество "Нерудсервис". После погрузки кормовой части приставки теплохода "Волжский-16" теплоход "Дунайский-56" 07.06.2006 начал маневр по перестановке баржи-приставки для погрузки в третий трюм, при этом баржа-приставка опустилась кормой на грунт. Во время выполнения маневра по снятию баржи-приставки с мели теплоход "Дунайский-56" получил повреждение корпуса. В ходе произведенного 15.06.2006 водолазного обследования акватории места погрузки была обнаружена металлическая труба диаметром 600 мм, выходящая из берега в русло реки на расстояние 6,5 м, имеющая острый копьевидный конец, что соответствует характеру повреждения корпуса теплохода "Дунайский-56".
По результатам расследования, проведенного Набережно-Челнинским отделом управления, последнее пришло к заключению о том, что причиной данного происшествия явилось невыполнение командным составом, судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства.
Считая выводы по делу "Об ударе теплохода "Дунайский-56" о подводное препятствие на 1638, 6 км реки Кама 07.06.2006 в 13.30 ч" незаконными в части указания на причину происшествия - невыполнение вышеуказанных требований командным составом, общество "Ульяновский речной порт" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований при повторном рассмотрении дела, суд первой инстанции исходил из правомерности выводов Набережно-Челнинского отдела управления о невыполнении командным составом судов требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства. При этом суд указал, что сменный капитан теплохода "Дунайский-56", являющийся работником общества "Ульяновский речной порт" и управляющий теплоходом, находящимся в аренде общества "Основа-Строительные Ресурсы" на условиях аренды с экипажем, не принял все необходимые меры к обеспечению безопасности плавания и предотвращения причинения вреда судну. Суд также сделал вывод о том, что характер транспортного происшествия не исключает наличия совместной вины в его совершении всех перечисленных в заключении лиц (командного состава судов, судовладельца, береговых работников).
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из недоказанности управлением правомерности указания в обжалуемом ненормативном акте в качестве причины аварии действий экипажа общества "Ульяновский речной порт", выразившихся в невыполнении командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, повлекших наступление негативных последствий в виде транспортного происшествия.
Суд кассационной инстанции полагает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
В соответствии с п. 21, 22 Положения по расследованию классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 29.12.2003 N 221, изданного в соответствии с ч. 3 ст. 36 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, задачами расследования транспортных происшествий являются:
оценка соответствия судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания;
установление обстоятельств, причин и последствий аварии или эксплуатационного происшествия;
оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц;
выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия, с указанием невыполненных позиций нормативных документов;
классификация транспортного происшествия.
На основании представленных документов государственный инспектор линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции бассейна готовит мотивированное заключение по транспортным происшествиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку заключение Набережно-Челнинского линейного отдела управления по делу "Об ударе теплохода "Дунайский-56" о подводное препятствие на 1638,6 км реки Кама 07.06.2006 в 13.30 ч" является актом государственного органа, имеет ненормативный характер и влечет правовые последствия для лиц, в отношении которых такое заключение сделано, арбитражный суд по заявлению одного из таких лиц обязан проверить законность обжалуемого ненормативного акта и факт нарушения прав и законных интересов заявителя.
При направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 14.08.2007 N Ф09-6446/07-С1 в соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указал суду на неисследованность допущенных обществом "Нерудсервис" при организации погрузки песчано-гравийной смеси и обществом "Основа-Строительные ресурсы", диспетчер которого не обеспечил безопасную эксплуатацию судна, нарушений, наличие или отсутствие вины указанных организаций в произошедшем транспортном происшествии, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) командного состава судна, судовладельцев и береговых работников и наступившими последствиями в виде транспортного происшествия.
Указанные обстоятельства и выводы, связанные с ними, являются существенными для дела, поскольку от них зависит правильность применения норм материального права.
Между тем указания суда кассационной инстанции судом первой инстанции не выполнены, выводы о возможности совместной формы вины всех лиц, указанных в оспариваемом заключении, не свидетельствуют о соблюдении судом первой инстанции положений п. 15 абз. 2 ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При пересмотре дела по существу в порядке апелляционного производства суд апелляционной инстанции установил, что содержащиеся в п. 1 резолютивной части заключения выводы о том, что одной из причин аварии теплохода является нарушение нормативно-распорядительных документов по безопасности судоходства командным составом, сделаны Набережно-Челнинским отделом управления без учета законодательного регулирования взаимоотношений лиц, в отношении которых велось расследование. Соответственно, заключение Набережно-Челнинского отдела управления в части выводов о нарушениях нормативно-распорядительных документов по безопасности судоходства сменным капитаном - сменным механиком теплохода "Дунайский-56" Смольковым А.Н. признано судом апелляционной инстанции недействительным.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные судом в ходе рассмотрения спора по существу, судом кассационной инстанции не переоцениваются.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции установил, что между обществом "Ульяновский речной порт" (арендодатель) и обществом "Основа-Строительные ресурсы" (арендатор) в отношении теплохода "Дунайский-56" был заключен договор аренды (фрахтования на время) транспортных средств от 11.05.2006 N 208. По условиям указанного договора теплоход передается в аренду с услугами по управлению и технической эксплуатации силами арендодателя (аренда с экипажем).
Таким образом, экипаж теплохода "Дунайский-56", в том числе его капитан, находились с обществом "Ульяновский речной порт" в трудовых отношениях.
В соответствии с п. 5.2 договора с момента передачи имущества в аренду экипаж переходит в оперативное подчинение арендатора, которое осуществляется его диспетчерской службой. В период аренды командир экипажа производит юридически значимые действия от имени арендатора в части коммерческой эксплуатации имущества.
Указанное положение договора соответствует абз. 2 ч. 2 ст. 635 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Следовательно, находясь в зависимом от указаний диспетчера общества "Основа-Строительные ресурсы" положении в части совершения действий, связанных с предоставлением названному обществу услуг аренды с экипажем, командир экипажа обязан им подчиняться.
Согласно п. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Он обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов. При этом в соответствии со ст. 3 КВВТ РФ судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Соответственно, у общества "Основа-Строительные ресурсы" в лице его диспетчерской службы имеется обязанность обеспечения безопасности действий, связанных с эксплуатацией арендованного транспортного средства.
Как правильно установлено в ходе рассмотрения дела по существу, соблюдение капитаном теплохода нормативно-распорядительных документов по безопасности судоходства зависело от надлежащего исполнения своих обязанностей организациями, поименованными в заключении Набережно-Челнинского отдела управления как судовладелец и береговые работники, именно - общества "Основа-Строительные ресурсы" и общества "Нерудсервис".
Из материалов дела видно и установлено судами и первой и апелляционной инстанций, что обществом "Основа-Строительные ресурсы" было дано распоряжение экипажу встать под погрузку к плавкрану "КПЛ 15-30 N 19", который фактически находился в не оборудованном для целей такой погрузки месте (т. 2 л.д. 81-86). Место погрузки было согласовано между судовладельцем - обществом "Основа-Строительные ресурсы" и грузоотправителем песчано-гравийной смеси - обществом "Нерудсервис" (т. 2 л.д. 87-93).
Из совокупности всех установленных по делу обстоятельств в их причинно-следственной связи, с применением вышеуказанных норм права и специального законодательства - Устава службы на судах внутреннего водного транспорта, Устава о дисциплине, Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР (в редакции, не противоречащей действующему законодательству) суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что ненормативный акт управления в оспариваемой части содержит утверждения, сделанные без учета фактических обстоятельств, с нарушением прав и обязанностей общества "Ульяновский речной порт". Указанные утверждения и выводы ненормативного акта в оспариваемой части влекут для предпринимательской деятельности названного общества негативные последствия.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что капитан судна, выполнивший распоряжение диспетчера, данное в нарушение правил, регламентирующих безопасность судоходства, несет ответственность за возможные последствия наравне с лицом, отдавшим такое распоряжение, уже в силу того, что капитан непосредственно осуществлял услугу аренды с экипажем, судом кассационной инстанции не принимается.
Сама по себе такая особенность аренды теплохода при установленных обстоятельствах не свидетельствует о безусловной ответственности командного состава данного теплохода за возможное наступление негативных последствий.
Из обстоятельств дела видно, что оснований предполагать, что в месте погрузки, определенном диспетчером как безопасное, находилось металлическое препятствие, послужившее причиной повреждения дна судна, у капитана не имелось.
В связи с вышеизложенным постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу общества "Основа-Строительные ресурсы" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу N А50-1929/07 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Основа-Строительные ресурсы" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Он обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов. При этом в соответствии со ст. 3 КВВТ РФ судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
...
Из совокупности всех установленных по делу обстоятельств в их причинно-следственной связи, с применением вышеуказанных норм права и специального законодательства - Устава службы на судах внутреннего водного транспорта, Устава о дисциплине, Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР (в редакции, не противоречащей действующему законодательству) суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что ненормативный акт управления в оспариваемой части содержит утверждения, сделанные без учета фактических обстоятельств, с нарушением прав и обязанностей общества "Ульяновский речной порт". Указанные утверждения и выводы ненормативного акта в оспариваемой части влекут для предпринимательской деятельности названного общества негативные последствия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2008 г. N Ф09-6446/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника