Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 июня 2008 г. N Ф09-3329/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2009 г. N Ф09-7699/09-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу N А76-9298/2007 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании принял участие представитель комитета - Воловая С.Н. (доверенность от 29.12.2007 N 12507).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Индивидуальный предприниматель Паршаков Дмитрий Викторович обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа комитета от 09.02.2007 N 947 в предоставлении парковочных мест для организации и эксплуатации платных ночных парковок по адресам: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 135, д. 133, д. 110 и обязании комитета заключить договор на организацию и эксплуатацию платных автопарковок по адресу: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 112.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным, противоречащим требованиям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказ комитета, выразившийся в письме от 09.02.2007 N 947. На комитет возложена обязанность устранить нарушенное право заявителя путем рассмотрения его заявлений от 29.09.2006, поступивших в администрацию г. Челябинска 02.10.2006, N 10/7316, 10/7317. В удовлетворении заявленных требований в части обязания комитета заключить договоры на организацию и эксплуатацию платных автопарковок по адресам: г. Челябинск, пр. Комарова, д. N 110, 112, 133, 135, отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 решение суда первой инстанции отменено в связи с нарушением п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к рассмотрению апелляционным судом по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Муниципальные парковки", администрация г. Челябинска, администрация Тракторозаводского района г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Ефимова Галина Евгеньевна.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказ комитета в предоставлении предпринимателю Паршакову Д.В. заявленных парковочных мест для организации и эксплуатации платных ночных парковок, выразившийся в письме от 09.02.2007 N 947. На комитет возложена обязанность повторно рассмотреть обращения предпринимателя Паршакова Д.В. от 29.09.2006, поступившие в администрацию г. Челябинска 02.10.2006, N 10/7316, 10/7317. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит обжалуемый судебный акт отменить в части признания незаконным отказа комитета, выразившегося в письме от 09.09.2007 N 947, и обязании повторно рассмотреть заявления предпринимателя Паршакова Д.В. от 29.09.2006 N 10/7316, 10/7317, в удовлетворении заявленных требований в данной части отказать. Заявитель ссылается при этом на неправильное применение норм материального права, выразившееся в применении не подлежащего применению закона. По мнению комитета, в г. Челябинске порядок организации и пользования платными парковками автомобильного транспорта определен временным положением о платных парковках, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 05.09.2006 N 14/16, порядок заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок установлен решением Челябинской городской Думы от 24.04.2007 N 21/7. Данными нормативными правовыми актами не предусмотрено право на заключение договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок путем проведения конкурса. Заявитель ссылается на то, что требования Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не регулируют спорные правоотношения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель Паршаков Д.В. 02.10.2006 обратился в администрацию г. Челябинска с заявлением о предоставлении земельных участков для организации и эксплуатации платных ночных парковок по адресам: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 110, д. 112, д. 133, д. 135, д. 137 (т. 1, л.д. 46).
Комитет в письме от 09.02.2007 N 947 отказал предпринимателю Паршакову Д.В. в предоставлении земельных участков для организации и эксплуатации платных ночных парковок со ссылкой на то, что постановлением главы г. Челябинска от 13.12.2006 N 1996-п "Об утверждении схемы размещения платных парковок на территории г. Челябинска" все парковочные места распределены между другими фирмами в соответствии с ранее поданными заявками (т. 1, л.д. 13).
Предприниматель Паршаков Д.В., полагая, что данный отказ является незаконным, нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением. В обоснование заявленных требований предпринимателем Паршаковым Д.В. указано на то, что 05.09.2006 Челябинской городской Думой утверждено временное положение об организации платных ночных парковок. Заявителем с приложением всех необходимых документов подано заявление в администрацию г. Челябинска 02.10.2006 о предоставлении земельных участков для организации парковок по адресам: г. Челябинск, ул. Комарова, на прилегающей территории у домов N 133, 135, 137, 112, 110. Заявление предпринимателя Паршакова Д.В. с прилагаемыми документами передано в Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска. Земельной комиссией администрации Тракторозаводского района г. Челябинска 03.11.2006 проведен конкурс и согласовано заявление предпринимателя на территорию у домов N 110 и 112 по указанному адресу, на территорию около домов N 133, 135, 137 требовалось получение разрешения ГИБДД и пожарной части ДРСУ. Впоследствии предоставление заявителю земельных участков у домов 133, 135 было согласовано администрацией Тракторозаводского района г. Челябинска, документы направлены в комитет, после чего комитетом немотивированно отказано заявителю в предоставлении земельных участков.
В силу п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора руководствовался п. 8, 9 ст. 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 4 Временного положения о платных парковках в г. Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 05.09.2006 N 14/16, придя к выводу, что заявление предпринимателя Паршакова Д.В. подано в администрацию г. Челябинска в период действия названного Временного положения, и частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции по процессуальным основаниям, рассмотрел дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, частично удовлетворил заявленные требования. Апелляционный суд исходил из того, что отказ комитета от 09.02.2007 N 947 противоречит Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Временному положению о платных парковках в г. Челябинске, утвержденному решением Челябинской городской Думы от 05.09.2006 N 14/16, действующему на момент обращения предпринимателя Паршакова Д.В.
Названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Данный Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 1, 2 указанного Закона).
Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2006 N 14/16 утверждено Временное положение о платных парковках в г. Челябинске, в соответствии с п. 4 которого основанием для предоставления земельного участка для размещения платной парковки является заявление, поданное на имя главы города, принятое им постановление и договор аренды, заключенный с комитетом. В п. 2 решения комитету поручено в том числе заключать договоры аренды земельных участков для эксплуатации платных парковок на территории г. Челябинска (т. 1, л.д. 66-67).
Во исполнение Временного положения о платных парковках в г. Челябинске исполняющим обязанности главы г. Челябинска принято постановление от 13.12.2006 N 1996-п "Об утверждении схемы размещения платных парковок на территории г. Челябинска", в соответствии с которым утверждено место размещения парковок по районам города (т. 1, л.д. 82-90).
На основании постановления N 1996-п исполняющим обязанности главы г. Челябинска принято постановление от 16.01.2007 N 6-п "Об утверждении порядка заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок" (т. 1, л.д. 76-81).
Решением Челябинской городской Думы от 24.04.2007 N 21/7 утвержден Порядок заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок в г. Челябинске, согласно п. 2 которого парковки определены как участки автомобильных дорог в пределах полосы земельного отвода, предназначенные для временного размещения автотранспортных средств. В п. 2 решения утверждена базовая ставка платы по договорам на организацию и эксплуатацию платных парковок за одно парковочное место в год (т. 1, л.д. 59-64).
Организация и эксплуатация платных ночных парковок по своей сути предполагает землепользование, без которого данные виды деятельности не могут быть осуществлены.
С учетом изложенного правоотношения по заключению договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок по правовой природе относятся к правоотношениям по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данные правоотношения регулируются ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 1, 2 которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Как правильно установлено апелляционным судом, из выписки из протокола совещания земельной комиссии администрации Тракторозаводского района г. Челябинска от 03.11.2006 следует, что данной комиссией рассмотрено заявление предпринимателя Паршакова Д.В. об отводе земельных участков для организации платных ночных парковок по ул. Комарова, д. 110, д. 112, д. 133, д. 135, д. 137, принято решение согласовать предоставление земельных участков по ул. Комарова, д. 110 и д. 112, вопрос по земельным участкам по ул. Комарова, д. 133, д. 135 и д. 137 решено рассмотреть после получения письменных согласований с ГИБДД, пожарной частью ДРСУ (т. 1, л.д. 11).
Вместе с тем приказами исполняющего обязанности председателя комитета от 18.01.2007 N 101, от 19.01.2007 N 233 на основании ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные парковки" принято решение о заключении с ним договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок, в том числе и на спорные земельные участки (т. 1, л.д. 7-9).
По результатам проведенной Прокуратурой Челябинской области проверки на основании обращения предпринимателя Паршакова Д.В. прокурором принесены протесты от 02.04.2007 на приказы исполняющего обязанности председателя комитета от 18.01.2007 N 101, от 19.01.2007 N 233.
В ходе прокурорской проверки установлено, что указанные приказы были изданы на основании постановления исполняющего обязанности главы г. Челябинска от 16.01.2007 N 6-п "Об утверждении порядка заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок", принятого с превышением полномочий.
Также проверкой установлено, что приказ о заключении договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок от 19.01.2007 N 233 принят в соответствии с заявлением общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные парковки" от 08.12.2006, в то время как заявление предпринимателя Паршакова Д.В. поступило в администрацию г. Челябинска 02.10.2006 (т. 1, л.д. 27-29).
Более того, апелляционным судом установлено, что в период рассмотрения спора в апелляционном суде организацию и эксплуатацию платных парковок по адресу: г. Челябинск, ул. Комарова, д. 110, д. 112 осуществляет предприниматель Ефимова Г.Е. на основании договоров от 29.06.2007 N 176-п, от 14.11.2007 N 280-П от 14, указанные договоры находятся в процессе пролонгации.
Вместе с тем комитетом не приведено обоснования своего решения о заключении договоров на организацию и эксплуатацию платных парковок с лицами, подавшими заявки позднее, не изложены критерии оценки поданных в орган местного самоуправления заявок на их заключение. Утверждение комитета о его праве самостоятельно определять субъект, с которым надлежит заключить договор, не соответствует как Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так и земельному законодательству, по смыслу которых орган местного самоуправления не вправе принимать произвольных, необоснованных решений, без учета определенных критериев, ставя при этом заинтересованных лиц в неравное положение. Таким образом в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не обоснованны обстоятельства, послужившие основанием для оспариваемого отказа.
Поскольку постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании комитета заключить договор на организацию и эксплуатацию платных парковок в порядке кассационного производства не оспорено, законность вынесенного судебного акта в данной части судом кассационной инстанции не проверяется.
Таким образом постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения с учетом изложенного в мотивировочной части постановления суда кассационной инстанции.
Поскольку определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2008 о принятии кассационной жалобы к производству комитету предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до дня рассмотрения кассационной жалобы, государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит взысканию с заявителя на основании ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу N А76-9298/2007 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация и эксплуатация платных ночных парковок по своей сути предполагает землепользование, без которого данные виды деятельности не могут быть осуществлены.
С учетом изложенного правоотношения по заключению договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок по правовой природе относятся к правоотношениям по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данные правоотношения регулируются ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 1, 2 которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
...
В ходе прокурорской проверки установлено, что указанные приказы были изданы на основании постановления исполняющего обязанности главы г. Челябинска от 16.01.2007 N 6-п "Об утверждении порядка заключения договоров на организацию и эксплуатацию платных ночных парковок", принятого с превышением полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2008 г. N Ф09-3329/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника