Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 июня 2008 г. N Ф09-4526/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.01.2008 по делу N А47-8291/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Нефтемаслозавод" (далее - общество, налогоплательщик) - Воронцова Г.Ю. (доверенность от 21.03.2008 N 01.01.25/35).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным, принятого по итогам выездной проверки налогоплательщика, решения налогового органа от 28.06.2007 N 15-34/41249, которым был доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1530063 руб., соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Основанием для доначисления НДС послужил вывод инспекции о занижении налоговой базы в результате включения в вычеты спорной суммы налога, без представления счетов-фактур и иных документов, в подтверждение вычета, согласно требованиям п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Кодекса. Кроме того, полагая, что обществом, выступающим налоговым агентом, не был своевременно перечислен, удержанный из дохода работников НДФЛ, инспекция доначислила пени по НДФЛ.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
Суды, пришли к выводу о правомерности уменьшения обществом налоговой базы по НДС, установив, что к вычету заявлен налог, ранее уплаченный в бюджет с суммы авансовых платежей, после возврата соответствующих сумм авансовых платежей контрагенту, а также своевременности перечисления в бюджет НДФЛ.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Однако, проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Судами в данном случае установлено и материалами дела подтверждается, что в 2000 г. закрытое акционерное общество "Торговый дом "ОНАКО" (далее -ЗАО "ТД "ОНАКО") произвело оплату за налогоплательщика 9180377 руб. 68 коп., в том числе НДС в сумме 1530063 руб., его поставщикам. В связи с чем у налогоплательщика образовалась задолженность перед ЗАО "ТД "ОНАКО", отраженная по счету 62 "Авансы от покупателей готовой продукции и товаров". С авансов налогоплательщиком исчислен и уплачен в бюджет НДС в сумме 1530063 руб.
Возвратив в декабре 2005 г. ЗАО "ТД "ОНАКО" аванс в сумме 9180377 руб. 68 коп., общество, при исчислении НДС за указанный период, отнесло к вычету 1530063 руб. налога, ранее перечисленного в бюджет. Оснований для переоценки данных обстоятельств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Порядок предоставления налоговых вычетов при исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС, определяется ст. 171, 172 Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской "Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Вычеты сумм налога, указанных в п. 5 ст. 171 Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п. 4 ст. 172 Кодекса).
Исходя из положения указанных норм, суммы налога, ранее уплаченные с авансовых платежей в бюджет, подлежат вычету после возврата авансовых платежей в периоде, когда произведены операции по корректировке.
Таким образом, поскольку в декабре 2005 г. был произведен возврат аванса, что отражено в бухгалтерских регистрах и налоговом учете, судами сделан обоснованный вывод о том, что общество правомерно отнесло к вычету спорную сумму НДС.
Доводы инспекции о непредставлении обществом счетов-фактур в подтверждение заявленных вычетов, со ссылкой на положения п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса, а также п. 2 ст. 173 Кодекса не соответствует сути рассматриваемых правоотношений, поскольку заявленный вычет не связан с приобретением налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Что касается обстоятельств доначисления пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ обществом, выступающим налоговым агентом, в отношении дохода, выплачиваемого своим работникам, то судами установлена своевременность перечисления удержанного НДФЛ в бюджет и отсутствие у налогового органа оснований для доначисления пеней.
Доводы инспекции направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что противоречит положениям ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для принятия доводов жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.01.2008 по делу N А47-8291/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской "Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Вычеты сумм налога, указанных в п. 5 ст. 171 Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п. 4 ст. 172 Кодекса).
...
Доводы инспекции о непредставлении обществом счетов-фактур в подтверждение заявленных вычетов, со ссылкой на положения п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса, а также п. 2 ст. 173 Кодекса не соответствует сути рассматриваемых правоотношений, поскольку заявленный вычет не связан с приобретением налогоплательщиком товаров (работ, услуг)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2008 г. N Ф09-4526/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника