Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июля 2008 г. N Ф09-4836/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2007 г. N Ф09-3215/07-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2004 г. N Ф09-4030/03ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2003 г. N Ф09-2504/03ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2003 г. N Ф09-2318/03ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2002 г. N Ф09-1369/02ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2008 (резолютивная часть от 15.02.2008) по делу N А71-6360/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 (резолютивная часть от 14.04.2008) по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к закрытому акционерному обществу "Строитель-4" (далее - общество "Строитель-4"), обществу с ограниченной ответственностью "Сюмсинское МСО" (далее - общество "Сюмсинское МСО") о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием "Город Ижевск" на недвижимое имущество - здание жилое, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, 21; площадь здания (строения) согласно техническому паспорту от 11.09.2002 инвентаризационный N 28458 (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами и лестничными клетками) - 2451,4 кв.м, в том числе жилая площадь - 798,1 кв.м, за исключением комнаты N 64 общей площадью 12,7 кв.м, жилой площадью - 11,8 кв.м, находящейся в данном здании (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, государственное унитарное предприятие "Удмурттехинвентаризация".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2008 (резолютивная часть от 15.02.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 (резолютивная часть от 14.04.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Управление просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение положений ст. 8, 12, 209, 215, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Как установлено судами, на основании решения съезда уполномоченных межколхозных строительных организаций заключен договор от 24.10.1960 о создании Удмуртской Республиканской межколхозной строительной организации "Удмуртмежколхозстрой". Во исполнение договора и на основании постановления N 4582 Совета Министров Удмуртской АССР "Удмуртмежколхозстрой" создано юридическое лицо - проектный институт "Удмуртколхозпроект", который впоследствии был переименован в "Удмуртсельпроект".
Городским бюро технической инвентаризации 24.12.1978 выдано регистрационное удостоверение N 112 о том, что домовладение N 21 по ул. Буммашевской в г. Ижевске зарегистрировано на праве государственной собственности за институтом "Удмуртсельпроект" (запись в реестровой книге N 3618). Регистрация права произведена на основании решения Исполнительного комитета Ижевского городского совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР от 02.07.1974 N 262 и акта приемки здания в эксплуатацию от 02.07.1974 N 262.
На основании приказа Государственного агропромышленного комитета Удмуртской АССР институт "Удмуртсельпроект" переименован в Институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса Удмуртской АССР "Удмуртагропромпроект" Госагропрома Удмуртской АССР.
Согласно решению Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2002 по делу N А71-126/2001 проектный институт "Удмуртагропромпроект" ликвидирован, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
По данным бухгалтерского баланса проектного института "Удмуртагропромпроект" по состоянию на 07.07.2001 спорный объект недвижимости на его балансе не числился.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.09.2005 внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости: жилого здания, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 21.
По истечении года истец обратился в Индустриальный суд г. Ижевска с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - спорное здание.
Определением Индустриального суда г. Ижевска от 17.11.2006 указанное заявление оставлено без рассмотрения, поскольку возник спор о праве - общество "Строитель-4" обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики о признании права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, 21.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.11.2006 по делу N А71-6569/2006 обществу "Строитель-4" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.11.2006 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.09.2007 по делу N А71-4063/2007 обществу "Сюмсинское МСО" также отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на долю в размере 1/8 в спорном здании.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2007 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.09.2007 оставлено без изменения.
Полагая, что спорное здание изначально предназначалось для использования под общежитие, в связи с чем оно относится к объектам муниципальной собственности, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском, ссылаясь на положения ст. 215, 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и приложение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что истцом выбран неправильный способ защиты права, поскольку такое требование в силу ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции в порядке особого производства.
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Судами установлено, что спорное имущество было зарегистрировано за проектным институтом "Удмуртсельпроект" и являлось объектом жилищного фонда.
Решением Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 31.07.1992 N 38-05 имущество проектного института "Удмуртагропромпроект" признано колхозно-кооперативной собственностью.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2002 по делу N А71-126/2001 установлено, что проектный институт "Удмуртагропромпроект" относится к иным предприятиям, не находящимся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возникновения права муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всестороннее, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены судебных актов, определенных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2008 (резолютивная часть от 15.02.2008) по делу N А71-6360/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 (резолютивная часть от 14.04.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
...
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.01.2002 по делу N А71-126/2001 установлено, что проектный институт "Удмуртагропромпроект" относится к иным предприятиям, не находящимся в государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возникновения права муниципальной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2008 г. N Ф09-4836/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника