Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 июля 2008 г. N Ф09-12015/06-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Зайцева Александра Михайловича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2008 по делу N А47-8052/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 28.06.2006 N 04-07/14242 отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области (далее - инспекция) произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2005 г. в сумме 501187 руб. 50 коп.
Решением суда от 03.11.2006 (резолютивная часть от 31.10.2006) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2007 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Решением суда от 29.01.2008 (резолютивная часть от 22.01.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, сделанных судами, обстоятельствам дела. Предприниматель полагает, что в течение первых 4 лет своей деятельности он подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу предпринимателя, в котором инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. По мнению инспекции, ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о государственной поддержке малого предпринимательства) не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку предприниматель зарегистрирован 16.11.1998 и срок, установленный ст. 9 Закона Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, истек 16.11.2002.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель, уплатив налог на игорный бизнес за 2005 г. по ставкам, установленным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации, обратился в инспекцию с заявлением от 14.06.2006 N 20 о возврате излишне уплаченного налога в сумме 501187 руб. 50 коп., полагая, что на основании положений ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства уплата налога на игорный бизнес должна была производиться им по ставкам, установленным на момент его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В письме от 28.06.2006 N 04-07/14242 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 501187 руб. 50 коп.
Полагая, что отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 28.06.2006 N 04-07/14242, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в суд.
Суды отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что в случае повторной регистрации в качестве предпринимателя льготный режим налогообложения, установленный абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, не подлежит применению; на момент уплаты налога на игорный бизнес за 2005 г. истек четырехлетний срок со дня его регистрации в качестве предпринимателя; игровые автоматы поставлены предпринимателем на учет после введения в действие гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-O, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.06.2003 N 11-П указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Поскольку ставка налога согласно ст. 17 Кодекса является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, предприниматель вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации.
Как следует из материалов дела, предприниматель зарегистрирован 25.07.2001. Лицензия, предоставляющая ему право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, получена предпринимателем 27.06.2003.
Вывод судов о невозможности распространения на предпринимателя положений Закона о государственной поддержке малого предпринимательства ввиду получения им в 1998 г. свидетельства на право осуществления деятельности по оказанию шиномонтажных услуг безоснователен. Гарантии, установленные этим Законом, действуют в течение 4 лет деятельности субъекта малого предпринимательства. Поскольку право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса возникло у предпринимателя в связи с его регистрацией 25.07.2001, он подлежит налогообложению в порядке, действовавшем в данный налоговый период.
На момент регистрации предпринимателя действовал Закон Оренбургской области от 07.05.2001 N 204/265-II-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес". Согласно ст. 1 указанного закона ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимального размера оплаты труда.
Законом Оренбургской области от 26.09.2003 N 465/44-III-O3 "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат в 2004 г. была установлена в размере 4500 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как 1 октября 2003 года
Законом Оренбургской области от 29.08.2005 N 2548/442-III-ОЗ в Закон Оренбургской области от 26.09.2003 N 465/44-III-ОЗ внесены изменения, согласно которым с 01.10.2005 размер ставки налога увеличен до 7500 руб.
Из заявления предпринимателя следует, что им за период с февраля по декабрь 2005 г. уплачен налог на игорный бизнес в сумме 668250 руб.
С учетом того, что срок, в течение которого на предпринимателя распространяются гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, истек 25.07.2005; в оспариваемом предпринимателем письме инспекцией в качестве единственного основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога указано на то, что ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства утратила силу с 01.01.2005 и другие основания не приведены, отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с февраля по июль 2005 г., выраженный в письме от 28.06.2006 N 04-07/14242, подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2008 по делу N А47-8052/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по тому же делу изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с февраля по июль 2005 г. в сумме 231187 руб. 50 коп., выраженный в письме от 28.06.2006 N 04-07/14242.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом Оренбургской области от 26.09.2003 N 465/44-III-O3 "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес в месяц за каждый игровой автомат в 2004 г. была установлена в размере 4500 руб.
Законом Оренбургской области от 29.08.2005 N 2548/442-III-ОЗ в Закон Оренбургской области от 26.09.2003 N 465/44-III-ОЗ внесены изменения, согласно которым с 01.10.2005 размер ставки налога увеличен до 7500 руб.
...
С учетом того, что срок, в течение которого на предпринимателя распространяются гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, истек 25.07.2005; в оспариваемом предпринимателем письме инспекцией в качестве единственного основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога указано на то, что ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства утратила силу с 01.01.2005 и другие основания не приведены, отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с февраля по июль 2005 г., выраженный в письме от 28.06.2006 N 04-07/14242, подлежит признанию недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2008 г. N Ф09-12015/06-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника