Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2008 г. N А60-31644/2007-С5
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф09-6827/08-С1 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2008 г. N Ф09-6909/08-С1
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2008 г. N А60-11697/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Главы города Нижний Тагил, Администрации города Нижний Тагил к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "УКХ Теплотехник-НТ", МУП "Единый центр платежей и регистрации", ООО "Управляющая компания Ленинского района", ООО "Управляющая компания "ТС" о признании недействительными ненормативных актов
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
Главы муниципального образования "Город Нижний Тагил" - Д.В. Кантеев, адвокат, доверенность от 30.05.2007 г. N 50-924,
Администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил" - Д.В. Кантеев, адвокат, доверенность от 30.05.2007 г. N 50-924,
от заинтересованного лица: С.Н. Волков, зам. руководителя управления, доверенность от 10.09.2007 г., М.В. Алферова, гл. специалист-эксперт отдела ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях, представитель по доверенности от 19.12.2007 г.,
от третьих лиц:
ООО "УКХ Теплотехник-НТ" - А.С. Павлюченко, директор, протокол общего собрания учредителей от 18.04.2007 г. N 1, паспорт серии 6503 N 215997,
МУП "Единый центр платежей и регистрации" - Л.Н. Копылова, адвокат, доверенность от 15.09.2006 г. N 4748, Д.В. Кантеев, адвокат, доверенность от 10.05.2007 г. N 2480,
ООО "Управляющая компания Ленинского района" - не явился,
ООО "Управляющая компания "ТС" - не явился.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Глава муниципального образования "Город Нижний Тагил" (далее - Глава города), Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил" (далее - Администрация) просят признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 30 от 16.10.2007 г., предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16.10.2007 г. N 30-1, 30-2.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признает, считая, что оспариваемые решение и предписания вынесены правомерно.
Третье лицо - ООО "УКХ Теплотехник-НТ" - с заявленными требованиями не согласно, просит в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо - МУП "Единый центр платежей и регистрации" - поддержало позицию заявителя.
Третье лицо - ООО "Управляющая компания Ленинского района" - в предварительном судебном заседании поддержало доводы заявителя.
Третье лицо - ООО "Управляющая компания "ТС" - в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области принято решение от 16.10.2007 г. N 30, которым признан факт нарушения Главой города Нижний Тагил ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в принятии постановлений от 30.10.2006 N 1222 и от 21.05.2007 N 539, влекущих ограничение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также признан факт нарушения Администрацией города Нижнего Тагила в лице управления по жилищной политике части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании в осуществлении деятельности ООО УКХ "Теплотехник-НТ".
Главе города Нижний Тагил выдано предписание от 16.10.2007, в соответствии с которым ему предложено в срок до 16.11.2007 внести изменения в Положение об управлении по жилищной политике Администрации города, утв. Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 30.10.2006 N 1222 (далее - Положение N 1222), путем исключения из Положения N 1222 абз. 2, абз. 4 п/п. 2 п. 2 ст. 4, Временный порядок передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации, утв. Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 21.05.2007 г. N 539 (далее - Временный порядок N 539), в частности, п/п 3 п. 2 и п/п 1, 2 п. 3 отменить либо привести в соответствие с действующим законодательством. Администрации города Нижнего Тагила выдано предписание от 16.10.2007 г. N 30-2, в соответствии с которым предписано прекратить требовать от ООО УКХ "Теплотехник-НТ" предоставление документов, не предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось обращение ООО УКХ "Теплотехник-НТ", а также коллективное обращение граждан города Нижний Тагил.
Комиссией по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Управления установлены следующие обстоятельства.
Собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Нижний Тагил, ул. Вязовская, д. 4б, ул. Фрунзе, 29, ул. Красноармейская, 45, ул. Карла Маркса, 9, 66, ул. Черноисточинское шоссе, 23, Горошникова, 64, 66, 78, в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации были проведены собрания по выбору способа управления указанными домами. В качестве управляющей компании выбрано ООО УКХ "Теплотехник-НТ".
О своем выборе жители уведомили Администрацию города Нижнего Тагила. Данный факт не оспаривается заявителями.
Выполняя требования ст. 162 ЖК РФ, а именно обязанность вновь избранной управляющей компании приступить к выполнению своих функции не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления, ООО УКХ "Теплотехник-НТ" обратилось к организациям, обслуживающим дом на момент выбора, поставщикам жилищно-коммунальных услуг и МУП "ЕЦПР" о необходимости передачи функций управления домом в соответствии с выбранным способом.
Организации, осуществляющие управление на сегодняшний день, действий по передаче функций управления домом не совершают; ресурсоснабжающие организации отказываются заключать договоры поставки коммунальных услуг с ООО УКХ "Теплотехник-НТ"; МУП "ЕЦПР" отказывается от заключения договора на ведение и сбор платежей на многоквартирные дома. Перечисленные организации свое бездействие и отказы мотивируют отсутствием соответствующего разрешительного письма Управления по жилищной политике Администрации города и непредставлением документов в соответствии с требованиями Администрации города.
Как следует из материалов дела, главой города Нижнего Тагила принято постановление от 30.10.2006 N 1222 "Об утверждении Положения об управлении по жилищной политике администрации города и должностной инструкции начальника управления". На основании данного акта к функциям Управления по жилищной политике относятся, в том числе и организация договорных отношений по жилому фонду, а также контроль за процессом выбора и реализации способов управления жилым фондом. В соответствии с п.п. 4 п. 2 статьи 4 данного акта в функции отдела по организации управления фондом (структурное подразделение управления по жилищной политике) входит осуществление координации и методической работы с управляющими компаниями.
Также Главой города Нижнего Тагила принято постановление от 21.05.2007 N 539 "О временном порядке передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации". В соответствии с пунктом 2 Временного порядка N 539 основанием для передачи функций управления многоквартирными домами является соответствующее заявление ТСЖ, собственников помещений в многоквартирном доме либо управляющей организации, направленное в управление по жилищной политике администрации города с комплектом соответствующих документов. Управляющей организации к заявлению необходимо приложить ряд документов, перечисленных в пунктах 15, 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2006 N 75, а также другие документы.
В соответствии с п. 3 Временного порядка N 539 передача функций управления домом вновь избранной компании происходит после направления Управлением по жилищной политике Администрации города соответствующего письма в организации, ранее осуществлявшие данные функции.
На основании оспариваемого постановления Администрацией предложено ООО УКХ "Теплотехник-НТ" представить документы, подтверждающие факт выбора способа управления, а также документы, перечисленные в подпункте 3 пункта 2 Временного порядка передачи функций управления многоквартирными домами собственникам помещений в многоквартирном доме, либо товариществу собственников жилья, либо управляющей организации, утв. Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 21.05.2007 г. N 539 (далее - Постановление N 539).
В отсутствие соответствующего письма Администрации города ООО "Управляющая компания Ленинского района", ООО "Управляющая компания "ТС" продолжали обслуживать указанный выше жилой фонд.
ООО "УКХ Теплотехник-НТ" обратилось в Управление антимонопольной службы по Свердловской области с заявлением о неправомерных действиях ООО "Управляющая компания Ленинского района", ООО "Управляющая компания "ТС", МУП "Единый центр платежей и регистрации", Администрации города Нижний Тагил и Главы города о нарушениях ими антимонопольного законодательства.
Не согласившись с вынесенным решением и предписаниями Управления, Глава города и Администрация обратились в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В обоснование требований заявитель указывает, что основной целью принятия оспариваемых ненормативных актов являлось недопущение договорных отношений собственников жилья с недобросовестными организациями в сфере управления жилым фондом, а также необходимостью установления факта выбора собственниками способа управления многоквартирным домом и решения вопроса о проведении конкурса по выбору управляющей организации, в случае если собственники не определились с выбором способа управления. При принятии постановлений заявители руководствовались в том числе постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", предусматривающим предоставление того же пакета документов, что и в постановлениях заявителя. Факт нарушения антимонопольного законодательства заявители не признают.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителей не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в таком доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится ряд функций, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают только собственники помещений в данном доме. В связи с чем решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вправе обжаловать только собственник помещения в многоквартирном доме, в случае если такое решение нарушает его права и законные интересы, при этом обжалование решения возможно только в суде (ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Таким образом, муниципальное образование вправе выражать свою волю только при принятии решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме на равных правах с иными собственниками помещений.
На основании части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, до 01.05.2008 проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если:
в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом;
в течение года до дня проведения указанного конкурса принятое собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано;
до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом;
до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, принятое собственниками решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Из совокупности приведенных норм следует, что органы местного самоуправления наделены в отношении муниципального жилья правами наравне с иными собственниками жилья. Установление для себя (органов местного самоуправления) каких-либо прав и обязанностей по контролю за реализацией другими собственниками прав по управлению жилым домом законодательство не допускает.
По мнению суда, заявители не вправе были запрашивать у вновь избранной управляющей компании документы, не предусмотренные законодательством РФ, производить проверку этих документов в обязательном порядке через принятие нормативного акта, а также устанавливать правило о возможности передачи функций управления многоквартирным домом только с разрешения органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления в данной ситуации выступает в качестве полноправного субъекта жилищного законодательства и в случае наличия муниципального жилья вправе защитить свои права путем оспаривания принятого общим собранием решения или действий управляющей компании, а не устанавливать для себя не предусмотренные законодательством контрольные функции.
Для решения целей, которые преследовались заявителями при принятии постановлений от 30.10.2006 N 1222 и от 21.05.2007 N 539, следует руководствоваться правилами, установленными также жилищным законодательством.
В частности, для решения вопроса о выборе способа управления домом, если такое решение ранее не было принято, орган местного самоуправления на основании части 6 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, заключенного до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, либо до начала проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации созывает собрание собственников помещений в этом доме.
Таким образом, для выяснения вопроса о реализации собственниками жилья своего права выбора управляющей компании и решения иных организационных задач органу местного самоуправления предоставлено право созыва собрания собственников жилья, чего, по мнению суда, достаточно также и для решения вопроса о необходимости проведения соответствующего конкурса.
Ссылка заявителя на постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" судом отклоняется, поскольку данный нормативный правовой акт регулирует вопрос проведения конкурса и требование о предоставлении документов для проведения конкурса. А в данном случае собственниками жилья уже принято решение о способе управления жилищным фондом.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требование о предоставлении управляющими организациями документов в соответствии с п.п. 2, п.п. 3 п. 2 Временного порядка передачи функций управления многоквартирными домами (утв. постановлением главы от 21.05.2007 N 539), для их проверки на соответствие нормативно-правовым актам не предусмотрено действующим законодательством, более того реализация данных положений Администрацией города Нижнего Тагила в лице управления по жилищной политике может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, что является нарушением п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данные выводы суда подтверждаются письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 года N 14316-РМ/07 "О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления". В частности, из письма следует, что при смене управляющей организации целесообразно составить двухсторонний акт состояния общего имущества в многоквартирном доме. Такой акт подписывается уполномоченным представителем организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом, и уполномоченным представителем организации, которая будет управлять многоквартирным домом в дальнейшем. Акт состояния общего имущества может использоваться для оценки результативности работы организации, управлявшей многоквартирным домом до момента составления акта, а также для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Следовательно, при смене управляющей компании достаточно составления соответствующего акта, подписанного уполномоченными представителя, какого-либо контроля за данным процессом со стороны местного органа власти не требуется.
По сути, обращение ООО "УКХ Теплотехник-НТ" в Управление явилось, по мнению суда, проявлением нужды в официальном признании статуса общества как управляющей организации, поскольку не существует официальной регистрации отношений по управлению многоквартирными домами, порождавшей бы правовые последствия. Фактически ООО "УКХ Теплотехник-НТ" просил контролирующий орган оказать содействие и сделать решение общего собрания собственников помещений легитимным перед муниципалитетом; организациями, снабжающими коммунальными услугами; органами соцзащиты, информационно-расчетным центром - перед теми организациями, с которыми управляющая организация должна заключить договоры, чтобы получить возможность выполнять свои функции.
По мнению суда, действия органа местного самоуправления по созданию условий для реализации предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий собственников помещений в многоквартирном доме по управлению таким домом должны быть направлены на решение вышеизложенных задач, а не установление жесткого контроля над вновь избранными хозяйствующими субъектами по выполнению ими функций в сфере управления жилым домом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований Администрации муниципального образования "Город Нижний Тагил", Главы муниципального образования "Город Нижний Тагил" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 30 от 16.10.2007 г., предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16.10.2007 г. N 30-1, 30-2 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда <http://17aas.arbitr.ru/> или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2008 г. N А60-31644/2007-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф09-6827/08-С1 настоящее решение оставлено без изменения