Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 июля 2008 г. N А60-12789/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Уралавтоматика" к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по УФО)
о признании незаконными действий,
в судебном заседании участвовали
от заявителя: Перфильев П.Ю., представитель по доверенности от 28.01.08;
от заинтересованного лица: Селиверстов М.А., представитель по доверенности от 07.03.08.
Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены, в том числе право на отвод. Отводов суду не заявлено.
Открытое акционерное общество "Уралавтоматика" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия МТУ Ростехнадзора по УФО по отказу в продлении срока действия лимита на размещение отходов N 524 от 24.02.2004, выраженному в письме N 15/03-14-2404 от 21.05.2008, а также просит обязать МТУ Ростехнадзора по УФО устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Уралавтоматика" путем продления срока действия лимита на размещение отходов N 524 от 24.02.2004 на 2008 год.
При этом заявитель ссылается на незаконность требований заинтересованного лица о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.
МТУ Ростехнадзор по УФО требования не признало, полагая, что наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов является обязательным условием установления лимитов на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
ОАО "Уралавтоматика" осуществляет производственную деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 г. N 786, к 1 ,4 ,5 классам опасности.
С целью продления срока действия лимитов на размещение этих отходов на текущий год общество представило в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отчет о неизменности производственного процесса используемого сырья и об образующихся отходах.
Письмом исх. N 15/03-14-2404 от 15.05.2008 МТУ Ростехнадзора по УФО сообщило заявителю об отказе в принятии отчета о неизменности производственного процесса используемого сырья и об образующихся отходах на основании невыполнения условий действия лимита N 524 от 24.02.04, поскольку заявителем не представлена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, приостановив при этом срок действия лимита.
Расценив указанные обстоятельства как отказ заинтересованного лица в продлении срока действия лимита на размещение отходов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на необоснованность требования по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, при этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях реализации этих положений ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 г. N 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
Согласно п. 3 указанных Правил лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Пунктом 5 Правил установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов для утверждения лимитов на размещение опасных отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют следующие документы: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридических лиц; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предусмотрена в перечне документов, предоставляемых с целью утверждения лимитов на размещение опасных отходов, на что и ссылается МТУ Ростехнадзора по УФО в письме от 21.05.2008.
Вместе с тем, по мнению суда, представление такой лицензии является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и для которых такая деятельность является основной.
Порядок обращения с опасными отходами, в том числе порядок осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 9 которого также предусматривает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п/п. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о лицензировании установлено, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя перечисленные действия по обращению с опасными отходами, т.е. теми отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Целью такой деятельности является получение прибыли от использования отходов, то есть применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; доход от такой деятельности может быть получен и при обезвреживании, то есть обработки отходов, в том числе путем сжигания и обеззараживания отходов на специализированных установках; от транспортировки отходов и их размещении, то есть хранении и захоронении отходов.
Именно опасность отходов предполагает необходимость проведения лицензирования, т.е. подтверждения соответствия осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям по обеспечению безопасности отходов. С этой целью законодателем разграничены деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, и установлено, что деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, т.е. обычная хозяйственная деятельность любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требует лицензирования, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, т.е. та деятельность, которая требует наличия специальных условий для ее осуществления, может осуществляться лишь при наличии лицензии.
Как следует из материалов дела, заявителем такая деятельность не осуществляется. Все имеющиеся у него опасные отходы, твердые бытовые отходы, образуются в результате собственной деятельности общества. Данные отходы, количество которых ежегодно утверждается МТУ Ростехнадзора по УФО, временно накапливаются и хранятся на территории общества в специально обустроенных для этих целей местах до момента их передачи соответствующим лицензируемым организациям, занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Факт взаимоотношения общества с лицензируемыми организациями подтверждается имеющимися в материалах дела договорами N 304-у от 23.11.2004, N 2365-4-7 от 10.10.2006 с приложением соответствующих лицензий.
Таким образом, ОАО "Уралавтоматика" не осуществляет в качестве отдельной деятельности деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются естественные отходы, которые относятся по классу к опасным.
Доказательства того, что общество осуществляет целенаправленную деятельность по сбору отходов, образующихся в результате его деятельности, а также по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (хранению, захоронению) отходов и получает какой-либо финансовый результат от такой деятельности, материалы дела не содержат и заинтересованным лицом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены.
Самостоятельный финансовый результат, в силу понятия "предпринимательская деятельность", содержащегося в ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, является необходимым критерием для разграничения и определения отличий между отдельными действиями и деятельностью хозяйствующего субъекта.
Таким образом, временное размещение отходов на производственных площадках общества в данном случае следует рассматривать как элемент его основной производственной деятельности, а не в качестве самостоятельной деятельности по размещению отходов.
Поскольку общество не осуществляет деятельность, содержанием и целью которой является обращение с опасными отходами, лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ему не требуется и соответствующее требование МТУ Ростехнадзора по УФО о необходимости представления обществом такой лицензии является незаконным.
В судебном заседании установлено, что требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов явилось основанием для отказа в продлении срока действия лимитов на размещение отходов, других оснований для отказа в утверждении лимитов не имеется, что следует из письма МТУ Ростехнадзора по УФО N 15/03-14-2404 от 21.05.2008 г. Судом также установлено, что в МТУ Ростехнадзора по УФО были представлены все необходимые для решения вопроса о продлении срока действия лимитов документы, предусмотренные Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (кроме лицензии, представление которой не требуется, что отмечено выше), поэтому оснований для отказа в продлении срока действия лимитов у данного государственного органа не имелось.
Отказ в продлении срока действия лимитов на размещение отходов и требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов при изложенных обстоятельствах нарушают права и законные интересы заявителя, так как отсутствие лимитов на размещение вредных отходов в соответствии со ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" может повлечь за собой применение мер воздействия, вплоть до ограничения, приостановления или прекращения деятельности организации.
Таким образом, суд полагает необходимым в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "Уралавтоматика" обязать МТУ Ростехнадзора по УФО рассмотреть заявление общества и представленные вместе с ним документы и принять соответствующее решение, исходя при этом из отсутствия у ОАО "Уралавтоматика" обязанности по представлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2.Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в продлении срока действия лимита на размещение отходов N 524 от 24.02.2004 на 2008 год, выраженный в письме N 15/03-14-2404 от 21.05.2008, в связи с необходимостью предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Обязать Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу а также просит обязать МТУ Ростехнадзора по УФО устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Уралавтоматика" путем продления срока действия лимита на размещение отходов N 524 от 24.02.2004. на 2008 год, исходя при этом из отсутствия у заявителя обязанности по представлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в пользу открытого акционерного общества "Уралавтоматика" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 240 от 07.06.2008.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 июля 2008 г. N А60-12789/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника