Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 августа 2008 г. N А60-11973/2008-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9494/08-С2 настоящее решение оставлено без изменения
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" к Финансовому управлению в Артемовском городском округе, Муниципальному учреждению Артемовского городского округа "Жилкомстрой"
третье лицо: Муниципальное образование Артемовский городской округ
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Мансурова Е.А., представитель по доверенности от 25.12.07
от Финансового управления в Артемовском городском округе: Козлов Ю.М., начальник финансового управления, удостоверение N 273, Лесовских М.В., представитель по доверенности от 30.06.08
от Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой": Налимова С.С., представитель по доверенности от 08.07.08
от третьего лица: Молчанова Л.В., представитель по доверенности от 29.12.07
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, в том числе право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству заявителя привлечено Муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой", а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование Артемовский городской округ.
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением и просит признать незаконным бездействие Финансового управления в Артемовском городском округе, выразившееся в неисполнении исполнительного листа N 198510 от 01.03.2007, и признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой" по исполнению исполнительного листа N 167330 от 02.06.2006, выданного Арбитражным судом Свердловской области. Заявитель также просит обязать заинтересованных лиц исполнить названные исполнительные документы в установленный судом срок.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что названные исполнительные листы предъявлены Финансовому управлению на исполнение в 2006 и 2007 годах соответственно и на момент обращения в суд не исполнены в полном объеме, следовательно, действия, предусмотренные ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, по получению дополнительных лимитов бюджетных обязательств (ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительных документов заинтересованным лицом не совершены.
Финансовое управление в Артемовском городском округе заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а также то, что бездействия со стороны управления не было.
Муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" не признает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, исполняющим судебные акты в порядке главы 24 Бюджетного кодекса РФ.
Третье лицо полностью поддержало позицию заинтересованных лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2006 по делу N А60-13641/2003-С3 с Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Артемовский район" в пользу открытого акционерного общества "Свердловская генерирующая компания" взысканы основной долг в сумме 7732593 руб. 09 коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 15975 руб. 32 коп.
Во исполнение решения от 21.04.2006 по делу N А60-282/2007-С3 Арбитражным судом Свердловской области 02.06.2006 выдан исполнительный лист N 167330 на взыскание с Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Артемовский район" в пользу открытого акционерного общества "Свердловская генерирующая компания" основного долга в сумме 7732593 руб. 09 коп. и расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, в сумме 15975 руб. 32 коп.
Определением от 15.06.2006 по названному делу произведена замена ненадлежащего истца открытого акционерного общества "Свердловская генерирующая компания" на надлежащего истца - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2006 по делу N А60-10630/2006-С7 за счет казны муниципального образования "Артемовский городской округ" в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" подлежит взысканию сумма основного долга в размере 4186188 руб. 63 коп.
Во исполнение решения от 11.10.2006 по делу N А60-10630/2006-С7 Арбитражным судом Свердловской области выдан 01.03.2007 исполнительный лист N 198510 на взыскание за счет казны муниципального образования "Артемовский городской округ" в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" суммы основного долга в размере 4186188 руб. 63 коп.
Руководствуясь п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" направило исполнительный лист N 167330 от 02.06.2006 с сопроводительным письмом от 19.06.2006 исх. N 56-14/1092 с приложением необходимых документов: копии решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-13641/2003-С3, заверенной копии доверенности на лицо, подписавшее заявление, определением о замене ненадлежащего истца от 15.06.2006, - в финансовое управление Артемовского городского округа для исполнения.
Письмом от 26.06.2006 N 01-38 указанный исполнительный лист вместе с приложенными судебными актами возвращен заявителю со ссылкой на то, что Финансовое управление в Артемовском городском округе не является исполнителем судебных решений.
Полагая, что действия Финансового управления в Артемовском городском округе по возврату исполнительного листа N 167330 от 02.06.2006 незаконны, указанный исполнительный лист 06.07.2006 был направлен в адрес заинтересованного лица повторно с требованием произвести действия по исполнению названного исполнительного документа.
Открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 9" исполнительный лист N 198510 от 01.03.2007 с сопроводительным письмом от 15.03.2007 исх. N 0285-11/182 с приложением копии решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-10630/2006-С7, заверенной копии доверенности на лицо, подписавшее заявление, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2007 по делу N Ф09-580/2007-С5 был направлен для исполнения в Финансовое управление в Артемовском городском округе.
Поскольку требования исполнительных документов в полном объеме не были исполнены, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" 30.04.2008 обратилось к Финансовому управлению в Артемовском городском округе с заявлением (исх. N 0285-13/245) о предоставлении ответа по совершению конкретных действий, направленных на исполнение исполнительных листов N 167330 от 02.06.2006 и N 198510 от 01.03.2007.
Письмом от 13.05.2008 N 02/1248 Финансовое управление в Артемовском городском округе сообщило Обществу, что указанные исполнительные листы исполнены частично в сумме 4470011 руб. 22 коп., остаток задолженности составляет 7448770 руб. 22 коп. Данная задолженность образовалась за счет несвоевременной оплаты населением коммунальных услуг. Финансовый орган также указал, что 19.02.2007 Финансовым управлением в адрес Общества отправлено уведомление о неисполнении должником требований по исполнительному листу в связи с отсутствием у должника денежных средств на исполнение судебных решений.
Полагая, что бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе по неисполнению в полном объеме исполнительных листов N 167330 от 02.06.2006 и N 198510 от 01.03.2007 являются незаконными, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Частью 3 названной статьи предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Как следует из материалов дела, взыскатель 06.07.2006 направил исполнительный лист от 02.06.2006 года N 167330 в Финансовое управление в Артемовском городском округе для исполнения. В Финансовое управление исполнительный документ поступил и принят на учет и исполнение 13.07.2006 года (вх. N 385). 18.07.2006 года в соответствии с требованиями п. 2 ст. 242.5 БК РФ Финансовое управление вручило руководителю бюджетного муниципального учреждения-должника МУ АГО УЖКХ Иванову Г.П. уведомление о поступлении исполнительного листа и необходимости представления информации. Учреждением требования финансового органа исполнены своевременно.
По исполнительному листу от 02.06.2006 года N 167330 подлежит взысканию задолженность по оплате тепловой энергии, отпущенной на жилищно-коммунальное хозяйство в период с июня 2002 года по апрель 2003 года, связанной с неоплатой потребленной тепловой энергии (отопления) населением округа.
Частично задолженность должником погашена, на сегодняшний день взыскателю выплачена сумма 3848568 руб. 41 коп., остаток долга составляет 3884024 руб. 68 коп.
19.02.2007 года финансовым управлением в адрес взыскателя направлено уведомление о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа и разъяснено право предъявления иска главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится должник. Уведомление получено взыскателем 26.06.2007 года, однако до настоящего времени исполнительный лист из финансового управления не отозван.
Расходные операции на лицевом счете учреждения-должника МУ АГО УЖКХ приостановлены (за исключением исполнения исполнительных документов), в настоящее время даже не выплачивается заработная плата работникам учреждения-должника (основная на лицевом счете статья расходов МУ АГО УЖКХ).
Исполнительный документ N 198510 от 01.03.2007 выдан на основании постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-580/07-С5 от 11.10.2007 года, оставившего в силе решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2006 года и отменившего постановление апелляционной инстанции от 15.12.2006 года по делу N А60-10630/06-С7 о взыскании с казны муниципального образования "Артемовский городской округ" (далее МО АГО) в порядке субсидиарной ответственности в пользу ОАО ТГК-9 4186188 руб. 63 коп. суммы задолженности за потребленную теплоэнергию за период с октября 2001 года по май 2002 года.
23.03.2007 года исполнительный лист N 198510 от 01.03.2007 года с заявлением взыскателя об его исполнении поступил в финансовое управление (вх. N 182).
26.03.2007 года в соответствии с требованиями п. 2 ст. 242.5 БК РФ финансовое управление направило главе Артемовского городского округа уведомление о поступлении исполнительного листа и необходимости в 10-дневный срок представить в финансовый орган информацию. Требования финансового органа исполнены своевременно.
Как пояснил представитель финансового управления, данный исполнительный лист не был исполнен в предусмотренный законом трехмесячный срок в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на эти цели в местном бюджете.
В судебном заседании установлено, что в Перечень главных распорядителей бюджетных средств на 2006 год и в Перечень главных распорядителей бюджетных средств на 2007 год, утвержденные Постановлением главы муниципального образования Артемовский район N 1393 от 09.12.2005 и Постановлением главы муниципального образования Артемовский район N 257 от 27.12.2006 соответственно, включены МУ "Жилкомстрой" и Финансовое управление в МО "Артемовский район". Утвержденные перечнем распорядители бюджетных средств действуют строго с целевым направлением.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Недостаточность денежных средств у непосредственного должника (МУ АГО "Управление жилищно-коммунальным хозяйством") подтверждается и установлена судом.
Непосредственным должником (муниципальным учреждением) погашение задолженности по исполнительному листу N 167330 от 02.06.2006 не произведено. Собственником имущества муниципального учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения является муниципальное образование "Артемовский городской округ".
Порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования предусмотрен в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (п. 4 ст. 242.5 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Следовательно, исполнение Финансовым управлением судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных средств на указанные цели, а обязанность по обращению к главному распорядителю средств местного бюджета с запросом-требованием о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств возложена на должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение десяти дней информирует об этом взыскателя. При поступлении в орган заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения (п.п. 7, 8 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что в силу пункта 5 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока.
Из вышеизложенного следует, что трехмесячный срок, установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является пресекательным.
В случае неисполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования в полном объеме из-за отсутствия денежных средств бюджета исполнительный документ может быть либо оставлен для дальнейшего исполнения, либо отозван взыскателем для передачи на принудительное исполнение судебному приставу с целью обращения взыскания на иное имущество.
Из материалов дела следует, что требования исполнительных листов N 167330 от 02.06.2006 и N 198510 от 01.03.2007 о взыскании с бюджетного учреждения и за счет казны муниципального образования "Артемовский городской округ" соответственно задолженности в пользу юридического лица в трехмесячный срок с момента поступления исполнительных документов на исполнение в Финансовое управление исполнены частично. Причиной неисполнения соответствующих решений суда в полном объеме послужило отсутствие денежных средств на погашение данной задолженности.
Из письменного отзыва Финансового управления в Артемовском городском округе следует, что территория Артемовского городского округа является дотационной, поэтому недостаточно средств на исполнение основных полномочий местного самоуправления и отсутствуют резервы для своевременного погашения задолженности по исполнительным листам.
О неисполнении должником требований исполнительного документа взыскатель был уведомлен Финансовым управлением, порядок отзыва исполнительного документа взыскателю разъяснен. Исполнительные документы из Финансового управления заявителем не отозваны.
При таких обстоятельствах суд, оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) заинтересованного лица, поскольку исполнение последним судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных средств на указанные цели, в то время как бюджет муниципального образования на 2006-2007 годы не предусматривал исполнение судебных актов в истребуемой взыскателем сумме.
Кроме того, суд считает необходимым разъяснить заявителю его право на принудительное исполнение требований исполнительных документов Арбитражного суда Свердловской области путем предъявления их судебному приставу-исполнителю.
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.04.2007 г. N 4485/07.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Что касается обжалования бездействия Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой", суд также не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку указанное учреждение назначено распорядителем средств в сфере ЖКХ, исполнительные листы в адрес указанной организации заявителем не направлялись. Кроме того Муниципальное учреждение Артемовского городского округа "Жилкомстрой" не является органом, исполняющим судебные акты.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований в части признания бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе, Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой", выразившихся в неисполнении исполнительных листов N 198510 от 01.03.2007, N 167330 от 02.06.2006, в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 9" требований о признании незаконным бездействия Финансового управления в Артемовском городском округе, Муниципального учреждения Артемовского городского округа "Жилкомстрой", выразившихся в неисполнении исполнительных листов Арбитражного суда Свердловской области N 198510 от 01.03.2007, N 167330 от 02.06.2006 и обязании исполнить названные исполнительные документы в установленный судом срок, отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 августа 2008 г. N А60-11973/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9494/08-С2 настоящее решение оставлено без изменения