Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 ноября 2008 г. N А60-28303/2008-С9
См. дополнительную информацию к настоящему решению
Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 5 ноября 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел 29.10.2008 г. - 05.11.2008 г. в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Тритон-ЭлектроникС" к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу об оспаривании решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ю.А.Семенова - начальник юридического отдела по доверенности N 100 от 27.10.2008 г., паспорт 6504993594;
от заинтересованного лица: Е.В. Демина - специалист-эксперт по доверенности N 30 от 22.09.2008 г., паспорт 6507039044.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Тритон-ЭлектроникС" (с учетом уточнения требований) просит признать недействительным письмо Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по УрФО) от 14.07.2008 г. N 15/03-14-3325 об отказе в принятии технического отчета о неизменности производственного процесса и приостановлении действия лимита на размещение отходов.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие у общества обязанности получать лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и представлять ее в составе документов, необходимых для продления срока действия лимита, поскольку указанная деятельность им не осуществляется. Кроме того, заявитель ссылается на то, что в результате незаконного приостановления действия лимита, общество вынуждено уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере.
Заинтересованное лицо представило отзыв, считает, что лица, которые имеют лимиты на размещение отходов, должны иметь и лицензию, независимо от того, заключен ли договор со специализированной организацией на вывоз мусора или нет, в связи с чем обжалуемое письмо является правомерным.
По мнению МТУ Ростехнадзора по УрФО, заявитель, занимаясь изготовлением медицинской техники, осуществляет предварительный сбор отходов, которые у него образуются в ходе производственной деятельности, в связи с чем, необходимо наличие лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При этом с 2005 года по 2008 год для продления лимита на размещение отходов N 508, выданного 29.03.2004 г., указанной лицензии у заявителя не требовали.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 05.11.2008 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
МТУ Ростехнадзора по УрФО 29.03.2004 г. выдан лимит ООО "Тритон-ЭлектроникС" на размещение отходов N 508 сроком действия пять лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах. При этом указанный лимит продлевался заинтересованным лицом ежегодно до 2008 года без наличия лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Общество 14.07.2008 г. представило в МТУ Ростехнадзора по УрФО ежегодный технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах для продления лимита на размещение отходов N 508, выданного 29.03.2004 г.
Письмом N 15/03-14-3325 от 14.07.2008 г. "О принятии технического отчета о неизменности процесса" в принятии отчета отказано. Данным письмом обществу также было приостановлено действие лимита N 508 от 29.03.2004 г. со ссылкой на некомплектность представленных заявителем материалов, а именно: в связи с отсутствием копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что оспариваемое решение является незаконным, при этом исходит из следующего.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 9 указанного закона, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 г. N 524 предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, осуществляемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, из указанных норм следует, что деятельность, в результате осуществления которой образуются отходы (в том числе опасные), сама по себе, предметом лицензирования не является, хотя и входит в понятие "деятельность по обращению с отходами".
Как следует из Положения по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 г. N 524, лицензированию подлежит не любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, осуществляемая хозяйствующими субъектами с использованием специальных производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.
Статьей 18 Закона предусмотрено установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 отмеченной статьи лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона, при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше норм Закона следует, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение должны разрабатывать и согласовывать с уполномоченными государственными органами все индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие любые виды деятельности, в процессе которых образуются опасные отходы. Лицензированию же подлежит только деятельность, заключающаяся непосредственно в сборе, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении опасных отходов.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заявителя, ни один из видов деятельности в сфере обращения с опасными отходами, подлежащих лицензированию, заявитель не осуществляет.
Судом отклоняется довод заинтересованного лица о том, что общество осуществляет сбор отходов до их вывоза, в связи с чем обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, как несостоятельный, поскольку накопление и временное размещение отходов не является целенаправленной самостоятельной деятельностью общества (иное в судебном заседании заинтересованным лицом не доказано).
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины. Определения" сбор отходов - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Указанную деятельность, а также весь комплекс услуг по сбору, транспортированию, размещению отходов, образующихся от производственной деятельности заявителя, осуществляют ООО "Центр безопасности промышленных отходов" и ЕМУП "Специализированная автобаза" по договорам с заявителем.
Отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности, временно складируются заявителем с целью передачи специализированным организациям, с которым у заявителя имеются договорные отношения на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, на прием отходов для утилизации (захоронения), что подтверждается договорами, заключенными с ООО "Центр безопасности промышленных отходов" и с ЕМУП "Специализированная автобаза.
Именно ООО "Центр безопасности промышленных отходов" и ЕМУП "Специализированная автобаза", имея лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, осуществляют в рассматриваемом случае деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов, образующихся от производственной деятельности ООО "Тритон-ЭлектроникС".
Таким образом, обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами и, следовательно, ее представлению при продлении срока действия лимита на их размещение у заявителя отсутствуют.
Данный вывод подтверждается положениями подпункта "б" п. 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ в редакции от 19.08.2007 г. в целях реализации ст. 18 Закона "Об отходах производства и потребления". Согласно отмеченной норме копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов при установлении нормативов и лимитов представляется только предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими перечисленные виды деятельности. Не являясь таким юридическим лицом, ООО "Тритон-ЭлектроникС" не имеет и соответствующей обязанности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 в редакции постановления Правительства РФ от 29 августа 2007 г. N 545
Из содержания п. 11 указанных Правил следует, что при отсутствии подтверждения установленных лимитов на очередной отчетный год деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Таким образом, неподтверждение лимитов на очередной период с 10.09.2008 г. до 10.09.2009 г. может привести к созданию препятствий в осуществлении предприятием основной деятельности, поскольку отходы образуются именно в процессе ее осуществления, что свидетельствует о нарушении оспариваемым решением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.Требование общества с ограниченной ответственностью "Тритон-ЭлектроникС" удовлетворить.
Признать незаконным письмо Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу от 14.07.2008 г. N 15/03-14-3325 об отказе в принятии технического отчета о неизменности производственного процесса и приостановлении действия лимита на размещение отходов.
Обязать Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: рассмотреть технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, представленный ООО "Тритон-ЭлектроникС" 14.07.2008 г., и продлить срок действия лимита N 508 от 29.03.2004 г., исходя при этом из отсутствия у общества обязанности по предоставлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в пользу ООО "Тритон-ЭлектроникС" 2000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 ноября 2008 г. N А60-28303/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника