Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 июля 2008 г. N Ф09-4871/08-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2012 г. N Ф09-5909/10 по делу N А60-61973/2009
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2011 г. N 17АП-3519/10
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2010 г. N Ф09-5909/10-С2 по делу N А60-61973/2009-С6
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2010 г. N 17АП-3519/10
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2008 г. N Ф09-4871/08-C3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2008 по делу N А60-31753/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Балакаев А.Д. (доверенность от 22.01.2008 N 04-13/2412);
Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - управление) - Абдулгалимова Т.М. (доверенность от 29.12.2007 N 09-18/85);
общества с ограниченной ответственностью "Научно-технологический комплекс Венчур" (далее - общество, налогоплательщик) - Кузнецов Г.М., паспорт 65 02 344065 выдан 07.12.2001, Чаплынская Л.А. (доверенность от 14.07.2008 N 7).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 04.09.2007 N 12-09/51 и решения управления от 11.10.2007 N 740-07.
Решением суда от 12.02.2008 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решение инспекции от 04.09.2007 N 12-09/51 и решение управления от 11.10.2007 N 740-07.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция указанные судебные акты просит отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Обществом представлен отзыв, в котором налогоплательщик просит судебные акты оставить без изменения, указывая, что доводы кассационной жалобы налогового органа являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки по вопросу соблюдения налогового законодательства за период 2003-2005 гг. составлен акт 05.03.2007 N 12-09/27 и принято решение от 04.09.2007 N 12-09/51 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 9430 руб. за неуплату земельного налога за 2004-2005 гг., предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 130666 руб. за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2004-2005 гг., также данным решением обществу доначислены земельный налог за 2003-2005 гг. в общей сумме 67554 руб. и пени по земельному налогу в сумме 24436 руб. Общество обжаловало указанное решение в вышестоящем налоговом органе. Решением управления от 11.10.2007 N 740-07 решение инспекции от 04.09.2007 N 12-09/51 оставлено без изменения.
Основанием для доначисления обществу земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафов послужили выводы налогового органа о необоснованном неисчислении налогоплательщиком указанного налога с земельного участка площадью 633 кв.м, занятого объектом недвижимости, арендованного на основании договора от 03.01.2002 N 76900181, заключенного между обществом и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, а также о необоснованном непредставлении налоговый деклараций по земельному налогу.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из отсутствия оснований у инспекции для доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа на основании следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков - это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, плательщиками земельного налога являются лица, обладающие в соответствии со ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами на земельные участки.
При аренде недвижимого имущества у арендатора не возникает вещное право на занятый арендуемым объектом земельный участок (ст. 652 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, арендатор здания, сооружения, помещения не является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занятого арендуемым объектом недвижимости и необходимого для его использования.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществу на основании договора аренды от 03.01.2002 N 76900181, заключенного между налогоплательщиком и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, передан в аренду объект недвижимости, находящийся на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию. В данном случае у налогоплательщика не возникает вещное право на занятый арендуемым объектом земельный участок, и соответственно у общества обязанность по уплате земельного налога с указанного земельного участка отсутствует.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
В п. 2 указанной статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество имеет свидетельство о государственной аккредитации научной организации N 3851 со сроком действия с 05.03.2002 по 05.03.2005, выданное Министерством промышленности науки и технологий Российской Федерации. Налогоплательщик в спорный период осуществлял фундаментальные исследования общественных, биологических объектов, научно-технические разработки.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества и признали недействительными решения инспекции от 04.09.2007 N 12-09/51 и управления от 11.10.2007 N 740-07.
Всей совокупности доказательств, представленных сторонами, обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2008 по делу N А60-31753/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району города Екатеринбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществу на основании договора аренды от 03.01.2002 N 76900181, заключенного между налогоплательщиком и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, передан в аренду объект недвижимости, находящийся на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию. В данном случае у налогоплательщика не возникает вещное право на занятый арендуемым объектом земельный участок, и соответственно у общества обязанность по уплате земельного налога с указанного земельного участка отсутствует.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
В п. 2 указанной статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2008 г. N Ф09-4871/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника