Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 июля 2008 г. N Ф09-5320/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские перевозки" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.05.2008 по делу N А50-5406/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
От Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю (далее - управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 08.05.2008 заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 35000 руб.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанный судебный акт изменить, исключить из мотивировочной части вывод суда о невыполнении им лицензионных требований по организации проведения медицинских осмотров водителей, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права. Общество считает, что поскольку медицинские осмотры водителей проводятся штатными медицинскими работниками, имеющими сертификаты о подготовке медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров водителей транспортных средств, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется.
Как следует из материалов дела, управлением 18.04.2008 в связи с совершением 08.04.2008 дорожно-транспортного происшествия, повлекшего телесные повреждения людей, проведена проверка общества по вопросу соблюдения требований транспортного законодательства.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: использование на междугородных маршрутах автобусов, изготовленных после 01.01.1998, с числом мест более 20, не оборудованных тахографами, а также не работающим и не прошедшим в установленные сроки метрологическую поверку тахографом; при осуществлении разовых заявок в путевые листы не вносится фамилия ответственного за перевозку лица, в путевых листах отсутствует подпись ответственного лица за техническое состояние автобусов по возвращении с линии к месту стоянки; непроведение инструктажа с водителями; не организовало проведение медицинских осмотров водителей перед выездом на линию и по возвращению в гараж, указанный инструктаж проводится работниками общества при отсутствии у него лицензии на право осуществления медицинской деятельности; графики работы водителей за февраль, март, апрель 2008 г. без указания времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха и не доводятся до сведения водителей; не установлено с учетом мнения представительного органа работников организации разделение рабочего дня на две части, продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителей; не соблюдаются требования расписания движения, предусматривающее пребывание водителя в автомобиле продолжительностью более 12 часов с направлением в рейс двух водителей; не соблюдается продолжительность ежедневной работы (смены) водителей, которая не должна превышать 12 часов; не соблюдена норма ежедневного (междусменного) отдыха, которая должна составлять не менее 12 часов; не соблюдается продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителей, которая должна составлять не менее 42 часов; не соблюдается продолжительность рабочего времени за учетный период, которая не должна превышать нормального числа рабочих часов; привлечение к работе водителей в выходные дни, установленные графиком работы (сменности), без письменного их согласия и письменного распоряжения работодателя; не обеспечило ежедневный контроль технического состояния транспортных средств по возвращении с линии к месту стоянки; допустило к управлению автобусами, осуществляющим междугородные перевозки, водителей, не имеющих непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее 3-х последних лет; допустило к работе на регулярном междугородном маршруте водителя, не прошедшего в установленном порядке периодического медицинского освидетельствования.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 18.04.2008 N 144 и протокол об административном правонарушении от 18.04.2008 N 133.
В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14. 1 Кодекса.
Удовлетворив заявленное требование, суд признал факт осуществления деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий лицензии и вину общества в совершении правонарушения установленными и доказанными материалами дела.
Вывод суда в обжалуемой части является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В ст. 2 Закона N 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными условиями при осуществлении перевозок пассажиров является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Частью 2 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым Положением о лицензировании указанных видов деятельности.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499, медицинская деятельность включает в себя выполнение медицинских работ и услуг, в том числе проведение профилактических, медицинских, диагностических и лечебных мероприятий.
В силу ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В ст. 23 Закона N 196-ФЗ указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Аналогичное требование содержится в п. 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Законом N 128-ФЗ и с целью реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" издало приказ от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", в котором определило вид медицинской деятельности - работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.
Руководствуясь названными документами, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утвердило методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (письмо от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32).
Из приведенных норм следует, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и при наличии у учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Из представленных в дело документов видно, что предрейсовые осмотры водителей проводятся работниками медицинского лечебно-профилактического учреждения "Красновишерская районная больница" - Воронцовой Л.П. и Чагиной В.В., работающими по совместительству в обществе и имеющими сертификаты о подготовке медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров водителей транспортных средств.
Между тем у общества отсутствует лицензия на право осуществления медицинской деятельность, а договор по проведению медицинских осмотров от 22.06.2005 N 27/2, заключенный обществом с медицинским лечебно-профилактическим учреждением "Красновишерская районная больница", не исполняется.
Доказательств обратного обществом ни в материалы дела, ни с кассационной жалобой не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что общество не выполняет лицензионные требования по организации проведения медицинских осмотров водителей, является правильным.
В остальной части судебный акт также является законным и сторонами в этой части не оспаривается.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.05.2008 по делу N А50-5406/08 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажиркие перевозки" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ст. 23 Закона N 196-ФЗ указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Аналогичное требование содержится в п. 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Законом N 128-ФЗ и с целью реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" издало приказ от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", в котором определило вид медицинской деятельности - работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2008 г. N Ф09-5320/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника