Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 июля 2008 г. N Ф09-4688/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Свердловской области (далее - Минфин Свердловской области) и муниципального унитарного предприятия "Управление единого заказчика муниципального образования город Карпинск" (далее - предприятие) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 (резолютивная часть от 01.04.2008) по делу N А60-8738/2007-С3 Арбитражного суда Свердловской области по иску предприятия к Министерству финансов Российской Федерации, Минфину Свердловской области, Финансовому управлению в муниципальном образовании г. Карпинск, третьи лица - Управление социальной защиты населения г. Карпинска и Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Богословское отделение N 8583, о взыскании убытков в сумме 187770 руб. 91 коп.
Рассмотрение данного дела начато судом в составею. В связи с невозможностью рассмотрения дела в этом составе судей по причине длительного отсутствия судей, ввиду отпуска произведена замена судей. После замены судей дело рассматривается сначала.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Шубин С.С. (доверенность от 30.06.2008 N 01-10-18);
Минфина Свердловской области - Зуева М.В. (доверенность от 25.06.2008 N 13-11-08/217).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Министерству финансов Российской Федерации, Минфину Свердловской области, Финансовому управлению в муниципальном образовании г. Карпинск с иском о взыскании солидарно с казны Российской Федерации, казны Свердловской области и казны городского округа "Карпинск" убытков в сумме 187770 руб. 91 коп. (с учетом уточнения размера требований), возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, твердого топлива и услуг по его подвозке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление социальной защиты населения г. Карпинска, Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Богословское отделение N 8583.
Решением суда от 27.12.2007 исковые требования удовлетворены частично, с казны Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области в пользу предприятия взысканы убытки в сумме 18885 руб. 08 коп. В остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации и Финансовому управлению в муниципальном образовании г. Карпинск отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 решение изменено. Со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу предприятия взыскано 156790 руб. 05 коп. убытков. В остальной части исковых требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин Свердловской области просит данное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода суда апелляционной инстанции о том, что счет-фактура от 12.01.2004 N 2 Минфином Свердловской области не оплачена, поскольку в платежном поручении от 24.05.2004 N 671 ошибочно указаны иные счета-фактуры, которые уже были оплачены ранее.
Предприятие в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая на неправильное применение судом подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера взыскиваемых убытков. Заявитель жалобы полагает, что к правоотношениям по возмещению вреда подлежат применению гражданско-правовые нормы, а не нормы законодательства о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, в 2004 г. предприятие предоставляло за счет собственных средств отдельным категориям граждан льготы в виде 50-процентной оплаты жилой площади и коммунальных услуг, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, на основании ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Всего за данный период не возмещены за счет средств бюджета расходы истца на сумму 187770 руб. 91 коп., в том числе по предоставлению коммунальных услуг - 165486 руб. 51 коп., по топливу - 22284 руб. 40 коп.
Полагая, что указанные убытки в названной сумме подлежат возмещению, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск в части взыскания с казны Свердловской области в лице Минфина Свердловской области убытков по оплате твердого топлива в сумме 18885 руб. 08 коп., суд первой инстанции установил бездействие Минфина Свердловской области по распределению средств, полученных из федерального бюджета на компенсацию предусмотренных Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" льгот для граждан, и исключил из суммы взыскиваемых убытков налог на добавленную стоимость - 3399 руб. 32 коп. В остальной части суд отказал в удовлетворении требований исходя из полной оплаты Минфином Свердловской области счета-фактуры от 12.01.2004 N 2 на сумму 442406 руб. 33 коп. платежными поручениями от 30.04.2004 N 578 и от 24.05.2004 N 671.
Изменяя решение и взыскивая со Свердловской области в лице Минфина Свердловской области убытки в сумме 156790 руб. 05 коп., в том числе по предоставлению коммунальных услуг - 137905 руб. 42 коп., по топливу - 18885 руб. 08 коп., суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств оплаты ответчиком счета-фактуры от 12.01.2004 N 2, поскольку платежное поручение от 24.05.2004 N 671 таковым не является, а также исключил из суммы взыскиваемых убытков налог на добавленную стоимость.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют материалам дела.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" для лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и совместно с ними проживающих членов их семей установлено снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Предоставление предприятием указанных льгот подтверждено имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, актом сверки задолженности, расчетом, списками льготников, свидетельствами льготников.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Российская Федерация, установив отдельным категориям граждан льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг, а также топлива, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Судами обеих инстанций на основании имеющегося в материалах дела акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям на 01.01.2005 установлено выделение Свердловской области из федерального бюджета средств на реализацию Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 32006700 руб.
Неисполнение публично-правовым образованием обязанности по компенсации не полученной от потребителей платы влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Отсутствие вины в причинении убытков должно доказываться лицом, причинившим убытки (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако доказательств выделения из федерального бюджета средств в количестве, недостаточном для возмещения расходов по оплате льгот, и надлежащего исполнения субъектом Российской Федерации обязанности по распределению полученных бюджетных средств Минфином Свердловской области не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции правильно установлено, что в платежном поручении от 24.05.2004 N 671 не указано на перечисление денежных средств в оплату счета-фактуры от 12.01.2004 N 2. Следовательно, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств оплаты Минфином Свердловской области данного счета-фактуры, в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются доводы Минфина Свердловской области, изложенные в кассационной жалобе.
Ссылка предприятия на необходимость взыскания в его пользу убытков в полном объеме вместе с налогом на добавленную стоимость также не может быть принята во внимание на основании следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, налог на добавленную стоимость подлежит уплате только с сумм, фактически полученных от потребителя.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации) и не подлежат взысканию в составе убытков предприятия.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно взыскал со Свердловской области в лице Минфина Свердловской области в пользу предприятия убытки в сумме 156790 руб. 05 коп. (без налога на добавленную стоимость).
Все обстоятельства дела судом исследованы, и им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 (резолютивная часть от 01.04.2008) по делу N А60-8738/2007-С3 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Свердловской области, муниципального унитарного предприятия "Управление единого заказчика муниципального образования город Карпинск" - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Свердловской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации) и не подлежат взысканию в составе убытков предприятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2008 г. N Ф09-4688/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника