Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 июля 2008 г. N Ф09-5123/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2008 по делу N А47-134/2008-АК-23 о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 16.11.2007.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учредитель и директор закрытого акционерного общества "А-Актив" Кривопалов Николай Григорьевич обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 16.11.2007.
Решением суда от 11.03.2008 заявление удовлетворено. Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятое инспекцией в отношении общества "А-Актив", признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность зарегистрировать общество "А-Актив" при создании.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 12, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушение ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, документы, представленные в инспекцию для регистрации, были оформлены ненадлежащим образом, что послужило основанием для принятия решения об отказе заявителю в государственной регистрации юридического лица. На момент представления документов общество "А-Актив" в установленном законом порядке не зарегистрировано, сведения в Едином государственном реестре юридических лиц об обществе отсутствуют, общество не обладает статусом юридического лица, в связи с чем не может являться держателем реестра акционеров общества.
Как следует из материалов дела, учредитель и директор общества "А-Актив" Кривопалов Н.Г. 09.11.2007 обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации вновь созданного юридического лица, приложив пакет документов, определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о чем свидетельствует расписка налогового органа.
Решением инспекции от 16.11.2007 в государственной регистрации юридического лица отказано ввиду того, что заявление формы Р11001 считается непредставленным.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Кривопалов Н.Г. обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о соблюдении им требований, установленных ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и представлении всех документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица.
Данный вывод суда является правильным, основанным на требованиях закона и соответствующим материалам дела.
В силу ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
Перечень документов, перечисленный в названной норме права, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации общества "А-Актив" Кривопаловым Н.Г. в инспекцию были представлены все документы, предусмотренные ст. 12 указанного Закона, что подтверждается распиской в получении документов от 09.11.2007 (л.д. 23).
Отказывая заявителю в государственной регистрации, инспекция исходила из того, что в нарушение п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12 Закона о госрегистрации, п. 5 ч. 2 Приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя", раздел 2 листа В приложения к заявлению не заполнен (форма Р11001), заявителем указано недействующее юридическое лицо, таким образом, заявление считается непредставленным.
В силу ч. 2, 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.
Согласно п. 5 ч. 2 Приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества представляются в регистрирующий орган, если держатель реестра акционеров на момент создания юридического лица определен. Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества указываются в листе В заявления формы N Р11001.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что все необходимые документы, представленные Кривопаловым Н.Г., оформлены надлежащим образом, то у инспекции не было оснований, предусмотренных ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации создания юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной "экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка выводов судебных инстанций относительно установленных обстоятельств по делу недопустима в суде кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2008 по делу N А47-134/2008-АК-23 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 10 по Оренбургской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2, 3 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.
Согласно п. 5 ч. 2 Приказа Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества представляются в регистрирующий орган, если держатель реестра акционеров на момент создания юридического лица определен. Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества указываются в листе В заявления формы N Р11001.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что все необходимые документы, представленные Кривопаловым Н.Г., оформлены надлежащим образом, то у инспекции не было оснований, предусмотренных ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации создания юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2008 г. N Ф09-5123/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника