Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 августа 2008 г. N Ф09-5594/08-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 октября 2008 г. N 12282/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2008 по делу N А71-10042/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" - Гомянин А.А. (доверенность от 07.12.2007 N 1140), Петров А.Ю. (доверенность от 16.01.2008 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление) от 21.11.2007 по делу N 05-02/2007-62 о нарушении антимонопольного законодательства. Третьи лица: открытое акционерное общество "Нижноватомэнергосбыт" (далее - ОАО "Нижноватомэнергосбыт"), некоммерческое партнерство "Администратор системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - некоммерческое партнерство).
Решением суда от 07.03.2008 (резолютивная часть от 29.02.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 (резолютивная часть от 15.05.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ненадлежащую оценку судами фактических обстоятельств дела. По мнению заявителя, в его действиях отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие о создании препятствий для доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.
Управление и некоммерческое партнерство в отзывах указали, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласны, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Нижноватомэнергосбыт", являясь субъектом оптового рынка электроэнергии, заключило договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также договоры электроснабжения на 2008 г. с открытым акционерным обществом "Редуктор", Федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод", открытым акционерным обществом "ИЭМЗ "Купол". Вместе с тем указанные потребители расторгли договоры энергоснабжения с ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", ОАО "Нижноватомэнергосбыт", а также открытое акционерное общество "Удмуртэнерго" (далее - ОАО "Удмуртэнерго") заключили соглашение от 20.06.2006 об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии.
Письмом от 29.06.2007 N 938-УФ ОАО "Нижноватомэнергосбыт" направило в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", а также ОАО "Удмуртэнерго" для подписания дополнительное соглашение к указанному соглашению, а также для утверждения Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" - ОАО "Нижноватомэнергосбыт" (далее - Перечень).
Письмом от 03.08.2007 N 11/5098 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" в целях проведения качественной экспертизы представленных на согласование документов запросило у ОАО "Нижноватомэнергосбыт" копии паспортов-протоколов на информационно-измерительные комплексы, указанные в Перечне.
В ответ на указанное письмо ОАО "Нижноватомэнергосбыт" письмом от 10.09.2007 N 993-УФ направило копии актов ревизии и маркирования средств измерений, указанных в Перечне.
Посчитав, что представленных ОАО "Нижноватомэнергосбыт" документов недостаточно для проведения качественной экспертизы, письмом от 10.10.2007 N 11/6438 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" повторно запросило паспорта-протоколы на информационно-измерительные комплексы, указанные в Перечне.
В письме от 16.10.2007 N 1019-УФ ОАО "Нижноватомэнергосбыт" сообщило о высылке запрашиваемых документов с указанием необоснованности отказа подписания Перечня, поскольку данный Перечень уже согласован с третьей стороной заключенного соглашения (ОАО "Удмуртэнерго"), на объектах которого были установлены информационно-измерительные комплексы на основании запрашиваемых паспортов-протоколов.
Решением Комиссии при наблюдательном совете некоммерческого партнерства от 01.11.2007 по жалобе ОАО "Нижноватомэнергосбыт" действия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" по уклонению от подписания Перечня признаны не соответствующими Правилам оптового рынка, препятствующими доступу подателя жалобы на оптовый рынок электроэнергии. Указанным решением предложено устранить допущенное нарушение.
Поскольку требование Комиссии исполнено не было, управлением по результатам рассмотрения дела 21.11.2007 было принято решение по делу N 05-02/2007-62 о нарушении антимонопольного законодательства. Кроме того, управлением вынесено предписание от 21.11.2007 N 05-02/2007-62, содержащее требование к заявителю о прекращении нарушения п. 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) путем согласования Перечня.
Выполняя требования указанного предписания, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" подписала Перечень 23.11.2007. Однако, посчитав, что решение управления от 21.11.2007 по делу N 05-02/2007-62 нарушает его законные права и интересы и противоречит требованиям действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что действия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" правомерно квалифицированы управлением как нарушающие положения антимонопольного законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В силу ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно п. 4 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила), участники оптового рынка участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка и выполнения всех условий участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Как следует из материалов дела, ОАО "Нижноватомэнергосбыт" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" являются смежными субъектами оптового рынка на основании подписанного ими Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Выполняя предусмотренную п. 3.3 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности, являющегося Приложением N 11 к указанному договору и устанавливающего обязанность смежных участников оформить Перечни средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении и согласовать их в течение 30 календарных дней, ОАО "Нижноватомэнергосбыт" направило в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" необходимый пакет документов для согласования.
Однако обязанность по согласованию представленных ОАО "Нижноватомэнергосбыт" документов в установленный срок смежным участником оптового рынка не выполнена.
При таких обстоятельствах, суды, полно и всесторонне исследовав совокупность доказательств с соблюдением требований, установленных ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" является хозяйствующим субъектом с долей присутствия на рынке более 50% по купле-продаже электрической энергии в географических границах Удмуртской Республики, следовательно, занимающим доминирующее положение на данном рынке, пришли к правильному выводу о том, что бездействие ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", выраженное в уклонении от согласования представленного смежным участником рынка Перечня в установленный срок при наличии документов по форме, утвержденной некоммерческим партнерством, является обстоятельством, препятствующим ОАО "Нижноватомэнергосбыт" осуществлению доступа на оптовый рынок электроэнергии по точкам поставки электроэнергии потребителям.
Поскольку обжалуемое постановление не нарушает норм действующего антимонопольного законодательства, а ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не представила доказательств нарушения им законных прав и интересов, постановление управления от 21.11.2007 по делу N 05-02/2007-62 является законным и отмене не подлежит.
Доводы ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2008, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по делу N А71-10042/07 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно п. 4 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила), участники оптового рынка участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка и выполнения всех условий участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2008 г. N Ф09-5594/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника