Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2008 г. N Ф09-5611/08-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 15239/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10134/08-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 15239/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф09-2924/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Челябинской городской думы (далее - дума) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.06.2008 по делу N А76-3714/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
думы - Кузеванова Л.Н. (доверенность от 23.04.2008 N ГД1-2-262) ;
общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуальных услуг "Память" (далее - общество) - Петров П.К. (доверенность от 07.08.2008 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующими п. 3, 4 Положения "О порядке деятельности крематориев в г. Челябинске" (далее - Положение), утвержденного думой от 26.02.2008 N 29/12.
Решением суда от 02.06.2008 заявление общества удовлетворено частично. Признан недействующим п. 4 Положения как противоречащий ст. 4, 6, 9, 10, 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, дума просит указанный судебный акт отменить в части признания недействующим п. 4 Положения, ссылаясь на неправильное толкование судом положений Закона N 8-ФЗ.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 3 Положения не обжалуется, в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе думы.
Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности общества согласно его Уставу является осуществление, выполнение различных ритуальных услуг, в том числе захоронение, кремация. Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание (комплекс ритуальных услуг (1 очередь), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Радонежская, д. 1, в котором имеется в том числе крематорий.
Решением думы от 26.02.2008 N 29/12 утверждено Положение, пунктом 4 которого предусмотрено, что крематории по принадлежности могут быть государственными или муниципальными.
Полагая, что п. 4 Положения противоречит антимонопольному законодательству и законодательству о похоронном деле, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя данное требование общества, суд исходил из того п. 4 Положения в части принадлежности крематориев государству или муниципалитету противоречит требованиям Закона N 8-ФЗ и вводит ограничение конкуренции похоронного дела в г. Челябинске.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
По смыслу ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. 1 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Закон N 8-ФЗ в ст. 3 определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В соответствии со ст. 24 Закона N 8-ФЗ для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Поскольку в названной статье отсутствует указание на то, что крематории могут находиться исключительно в ведении органов местного самоуправления, следовательно, крематории могут принадлежать на праве собственности хозяйствующим субъектам иных форм собственности.
Таким образом, оспариваемый пункт Положения содержит ограничения, отсутствующие в Федеральном законе.
Помимо изложенного, Закон N 8-ФЗ определяет похоронное дело как самостоятельный вид деятельности и не содержит ограничений по субъектному составу лиц, которые могут осуществлять указанный вид деятельности.
Поскольку оказание ритуальных услуг, в том числе кремации, является одним из основных видов деятельности общества, императивное указание, содержащееся в п. 4 Положения о том, что крематории по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными, ограничивает право общества на осуществление данного вида деятельности.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Общество владеет крематорием на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 08.02.2006 N 266337).
Пункт 4 Положения фактически запрещает обществу иметь указанный крематорий в собственности.
Реализация названной нормы, как правильно указал суд, может повлечь изъятие указанного объекта недвижимости у собственника и обращение его в государственную или муниципальную собственность, что противоречит ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что оспариваемый пункт положения не только не соответствует нормам Закона N 8-ФЗ, но и существенно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал указанный пункт положения недействующим.
Доводы думы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании Закона.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.06.2008 по делу N А76-3714/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской городской думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку оказание ритуальных услуг, в том числе кремации, является одним из основных видов деятельности общества, императивное указание, содержащееся в п. 4 Положения о том, что крематории по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными, ограничивает право общества на осуществление данного вида деятельности.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
...
Пункт 4 Положения фактически запрещает обществу иметь указанный крематорий в собственности.
Реализация названной нормы, как правильно указал суд, может повлечь изъятие указанного объекта недвижимости у собственника и обращение его в государственную или муниципальную собственность, что противоречит ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что оспариваемый пункт положения не только не соответствует нормам Закона N 8-ФЗ, но и существенно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал указанный пункт положения недействующим."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2008 г. N Ф09-5611/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника