Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 августа 2008 г. N Ф09-5727/08-С3
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2008 г. N 18116/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2007 г. N Ф09-8331/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2008 по делу N А76-26410/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Колесников А.С. (доверенность от 01.07.2008 N 30).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Воронеж" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе начисления процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней, и о взыскании с инспекции данных процентов в сумме 6914 руб. 74 коп. за излишне взысканные налоги и пени, в сумме 432 руб. 05 коп. за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 05.03.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия инспекции об отказе в начислении процентов в сумме 6914 руб. 74 коп. за излишне взысканные налоги и пени и обязал налоговый орган возвратить указанные проценты. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 (резолютивная часть от 15.05.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, по результатам вынесено решение от 30.10.2006 N 112.
Оспариваемым решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 7421 руб. 62 коп., за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 12201 руб. 86 коп., предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа за непредставление налогоплательщиком документов за 2006 г. в сумме 350 руб. Обществу также доначислен налог на прибыль в сумме 37108 руб. 08 коп., НДС в сумме 61009 руб. 30 коп., начислены пени за несвоевременную уплату данных налогов в общей сумме 13024 руб. 75 коп.
Инкассовыми поручениями указанные денежные средства списаны с расчетного счета налогоплательщика.
Судебными актами, вынесенными по делу N А76-30605/06 Арбитражного суда Челябинской области, решение инспекции от 30.10.2006 N 112 признано недействительным в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 250 руб., по п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль и НДС в общей сумме 19623 руб. 48 коп., в части взыскания налога на прибыль в сумме 37108 руб. 08 коп., соответствующих пеней в сумме 3127 руб. 58 коп., НДС в сумме 61009 руб. 30 коп., соответствующих пеней в сумме 9897 руб. 17 коп.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 24.07.2007 N 24 о возврате суммы излишне взысканных налогов и пеней с начислением процентов.
Инспекция в письме от 30.07.2007 N 04-05/5532 отказала в начислении процентов, ссылаясь на то, что уплаченные суммы налогов и пеней не являются излишне взысканными, поскольку данные суммы сняты с начисления и являются переплатой по лицевому счету налогоплательщика, в связи с чем на основании ст. 78 Кодекса подлежат возврату, следовательно, оснований для начисления процентов не имеется.
Налогоплательщик, полагая, что отказ инспекции в начислении процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования исходя из того, что возврат излишне взысканной суммы произведен инспекцией с нарушением требований, установленных ст. 79 Кодекса, а именно без начисления и уплаты процентов на эту сумму.
В соответствии со ст. 21, 79 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней установлен положениями ст. 79 Кодекса, в соответствии с которыми сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Из материалов дела следует, что инспекция извещением от 03.08.2007 N 2836 уведомила налогоплательщика о проведении возврата, пояснив, что порядок начисления процентов, предусмотренный п. 4 ст. 79 Кодекса, в данном случае не применим.
Учитывая, что инспекцией допущено излишнее взыскание налогов и пеней, а также нарушены требования, установленные ст. 79 Кодекса, при проведении возврата излишне взысканных сумм, суды пришли к правильному выводу о наличии у общества права на взыскание с инспекции процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется. Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2008 по делу N А76-26410/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней установлен положениями ст. 79 Кодекса, в соответствии с которыми сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Из материалов дела следует, что инспекция извещением от 03.08.2007 N 2836 уведомила налогоплательщика о проведении возврата, пояснив, что порядок начисления процентов, предусмотренный п. 4 ст. 79 Кодекса, в данном случае не применим.
Учитывая, что инспекцией допущено излишнее взыскание налогов и пеней, а также нарушены требования, установленные ст. 79 Кодекса, при проведении возврата излишне взысканных сумм, суды пришли к правильному выводу о наличии у общества права на взыскание с инспекции процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней.
...
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2008 г. N Ф09-5727/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника