Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 августа 2008 г. N Ф09-6090/08-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 13879/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2008 по делу N А76-27256/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Киселева О.А. (доверенность от 28.12.2007 б/н);
Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация) - Мулобаев Д.В. (доверенность от 05.03.2008 б/н); Чернова Н.Б. (доверенность от 14.12.2007 б/н).
Организация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействительными решений учреждения от 12.11.2007 N 4 и 5 (с учетом уточнения заявления, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 02.04.2008 заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, выслушав присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, учреждением проведена повторная проверка организации по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования данных средств и обоснованности применения льготы по уплате страховых взносов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.09.2007 N 30/04-16 н/с.
В ходе проверки установлено осуществление структурными подразделениями организации предпринимательской деятельности, ввиду чего учреждение пришло к выводу о необоснованном применения льготы, предусмотренной ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" в части деятельности, осуществляемой производственным отделом и транспортным участком организации.
По итогам проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.11.2007 N 4, которым организации предложено уплатить недоимку в сумме 445213 руб. 72 коп., пени в сумме 65637 руб. 26 коп.
Кроме того, учреждением проведена проверка заявителя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, расходования данных средств и обоснованности применения льготы по уплате страховых взносов за период с 01.01.2006 по 30.06.2007, результаты которой отражены в акте документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.09.2007 N 31/04-16 н/с.
В ходе данной проверки учреждением выявлены нарушения, аналогичные выявленным в ходе проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По итогам данной проверки учреждением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.11.2007 N 5, которым организация привлечена к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в виде штрафа в сумме 42189 руб.61 коп., ему предложено уплатить недоимку в сумме 215146 руб. 13 коп., пени в сумме 21801 руб. 16 коп.
Считая, что решения не соответствуют законодательству о социальном страховании и нарушают ее права, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о том, что организацией соблюдены условия для применения спорной льготы.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" в 2001 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных ст. 1 названного Федерального закона, общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Федеральным законом Российской Федерации от 08.12.2003 N 167-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год" установлено, что в 2004 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год".
Согласно абз. а п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 207-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год" в 2005 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных ст. 1 названного Федерального закона общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Согласно абз. а п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" в 2006 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных ст. 1 названного Федерального закона, общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2006 N 235-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год" установлено, что в 2007 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Исходя из названных положений законодатель связывает применение льготы по уплате страховых взносов не с деятельностью общественной организации или составом наемных работников, а с субъектным составом ее членов.
Поскольку судами установлено и материалами дела подтверждено, в частности списками членов организации (л.д. 1-33, т. 3), что названное условие для применения спорной льготы соблюдено, начисление страховых взносов на фонд оплаты труда по льготной ставке в размере 60 процентов от страхового тарифа организацией осуществлено правомерно.
Кроме того, результаты проведенной Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области проверки не могут служить доказательством отсутствия у страхователя права на применение льготного тарифа.
Ссылка учреждения на вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Челябинска от 26.10.2007 не может быть принята судом кассационной инстанции во внимание, так как в этом решении не установлены обстоятельства, имеющие для арбитражного суда преюдициальное значение.
Доказательств совершения организацией каких-либо недобросовестных действий учреждением не представлено, и на указанные обстоятельства учреждение ни в актах проверки, ни в оспариваемых решениях не ссылалось.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.04.2008 по делу N А76-27256/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. а п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" в 2006 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных ст. 1 названного Федерального закона, общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2006 N 235-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год" установлено, что в 2007 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2008 г. N Ф09-6090/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника