Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 октября 2008 г. N Ф09-6791/08-С3
Дело N А76-6152/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2009 г. N 17304/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2009 г. N 17304/08 производство по заявлению о пересмотре в порядке надзора настоящего постановления приостановлено до вступления в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 декабря 2008 г. N 17304/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Взрыв" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2008 по делу N А76-6152/08.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Сергеева О.И. (доверенность от 17.10.2008), Редькин В.В. (доверенность от 17.10.2008).
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции от 14.02.2008 N ШИ 11-12/1020.
Решением суда от 20.06.2008 (резолютивная часть от 11.06.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Общество полагает, что величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения, определяется согласно п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следующим образом: изначальная сумма лимита в размере 20000 руб. подлежит умножению на коэффициент-дефлятор, действующий в предыдущие годы, начиная с 01.01.2006. По мнению общества, величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам 2007 года, составляет 28096240 руб. 00 коп. Согласно представленной обществом декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год сумма полученных доходов составила 28045674 руб. 00 коп., что меньше установленной законодательством Российской Федерации величины предельного размера доходов налогоплательщика на 50566 руб. С учетом этого общество считает, что оспариваемое требование инспекции о предоставлении в налоговый орган сообщения об утрате права применения упрощенной системы налогообложения с 01.10.2007, переходе на общий режим налогообложения и о предоставлении уточненной налоговой декларации нарушает его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Общество ссылается также на то, что письма Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272, от 26.01.2007 N 03-11-04/2/21, от 03.10.2007 N 03-11-05/234 не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков. Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дел.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией не представлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес общества направлено требование от 14.02.2008 N ШИ 11-12/1020, в котором ему предлагалось представить в инспекцию сообщение об утрате права применения упрощенной системы налогообложения с IV кв. 2007 года, уточненную декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год, а также сообщалось о переводе с 01.10.2007 на общий режим налогообложения.
Общество, полагая, что требование инспекции от 14.02.2008 N ШИ 11-12/1020 не соответствует действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что налогоплательщиком по итогам 2007 года допущено превышение величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом суд руководствовался тем, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год, в связи с чем в 2007 году величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения, составляет 24820000 руб. При таких обстоятельствах суд сделал вывод о том, что действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в направлении налогоплательщику оспариваемого требования, являются правомерными. Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Согласно п. 4 ст. 346.13 Кодекса (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 20000000 руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3, 4 ст. 346.12 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 Кодекса. В силу п. 2 ст. 346.12 Кодекса величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручено ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в "Российской газете" согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
Во исполнение указанного распоряжения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации приказами от 03.11.2005 N 284, от 03.11.2006 N 360 установлены коэффициенты-дефляторы на 2006, 2007 гг., необходимые в целях применения гл. 26.2 Кодекса, в размерах 1,132 и 1,241 соответственно.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснило, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 х 1,132), в связи с чем величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году, равна 24820000 руб. (20000000 руб. х 1,241).
В силу п. 1 ст. 4 Кодекса полномочиями по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Таким органом является Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 34.2 Кодекса.
Налоговые органы в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Содержащееся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснение относительно величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения, не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах.
Судом установлено, что налогоплательщиком по итогам 2007 года допущено превышение величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения. С учетом этого суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2008 по делу N А76-6152/08 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Взрыв" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу п. 2 ст. 346.12 НК РФ величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право налогоплательщика на применение УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Посчитав порядок определения величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение УСН, неверным, налоговый орган направил налогоплательщику сообщения об утрате права применения УСН с 01.10.2007, переходе на общий режим налогообложения и о предоставлении уточненной налоговой декларации.
По мнению налогоплательщика, величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право на применение УСН, определяется согласно п.2 ст. 346.12 НК РФ следующим образом: изначальная сумма лимита в размере 20000 руб. подлежит умножению на коэффициент-дефлятор, действующий в предыдущие годы, начиная с 01.01.2006. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН по итогам 2007 года, составляет 28096240 руб. 00 коп.
За 2007 год сумма полученных доходов общества составила 28045674 руб., что меньше величины предельного размера доходов налогоплательщика на 50566 руб. Поэтому право на применение УСН утрачено не было.
Как указал суд, размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год, в связи с чем в 2007 году величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН, составляет 24820000 руб., а не 28096240 руб.
Следовательно, налогоплательщиком по итогам 2007 года допущено превышение величины предельного размера доходов, ограничивающей право на применение УСН, и требования налогового органа являются обоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2008 г. N Ф09-6791/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника