Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф09-7884/08-С4
Дело N А76-4387/2008-40-151
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2009 г. N 1615/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска (далее -инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу N А76-4387/2008-40-151 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МагИмпериал" (далее - общество) к инспекции о признании незаконным решения инспекции.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Дибривная Е.А. (доверенность от 24.06.2008 N 04/28), Косарева И.А. (доверенность от 17.06.2008 N 04/26);
общества - Середа В.А., руководитель ликвидационной комиссии (протокол общего собрания участников общества от 29.10.2007 N 8).
Общество в лице ликвидатора обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение инспекции от 31.03.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) соответствующей записи о ликвидации общества.
Решением суда от 19.06.2008 заявление удовлетворено в полном объеме: решение инспекции от 31.03.2008 признано незаконным, суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем внесения в государственный реестр соответствующей записи о ликвидации общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов о предоставлении достоверного ликвидационного баланса фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, данные ликвидационного баланса, представленного в инспекцию, об отсутствии по состоянию на 14.03.2008 у общества задолженности по уплате налогов опровергаются актами выездных налоговых проверок от 29.10.2007 N 64, от 05.03.2008 N 14 и решениями налогового органа от 21.01.2008 N 64, от 31.03.2008 N 14, согласно которым обществу соответственно доначислено 9745765 руб. 42 коп. и 8581298 руб. 44 коп. задолженности по налогам и пени за период с 01.01.2004 по 20.11.2007; общество не представило доказательств отсутствия у него выявленной задолженности, в связи с чем ликвидационный баланс общества следует считать недостоверным; невозможность предъявления соответствующих требований в срок, установленный ликвидационной комиссией, обусловлена действиями общества, связанными с занижением налоговой базы по налогам и с представлением в инспекцию налоговых деклараций, содержащих недостоверные сведения.
В отзыве на кассационную жалобу ликвидатор общества просит оставить без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что обществом для регистрации был представлен весь пакет необходимых документов; в период с 14.11.2007 по 15.01.2008 кредиторами не были предъявлены требования к обществу, ликвидатором установлено отсутствие имущества у общества, в связи с чем представленный в инспекцию нулевой ликвидационный баланс является достоверным.
Как следует из материалов дела, 29.10.2007 общим собранием участников общества принято решение о его ликвидации, ликвидатором назначен Середа В.А.
В государственный реестр 07.11.2007 внесены записи о принятии решения о ликвидации предприятия, о формировании ликвидационной комиссии (свидетельства серии 74 N 004480812, N 004480813).
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 14.11.2007 опубликована информация о ликвидации общества.
Письмом от 26.11.2007 N 13 ликвидатор уведомил инспекцию об опубликовании 14.11.2007 сведений о ликвидации общества и приеме требований в течение двух месяцев с даты публикации по адресу: 455028, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 60-21.
Письмом от 31.01.2008 N 17 общество направило в инспекцию нулевой промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 15.01.2008 и 18.03.2008 направило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, с приложенными к нему платежным поручением о перечислении государственной пошлины, ликвидационным балансом по состоянию на 14.03.2008, протоколом общего собрания участников общества от 14.03.2008 N 3 об утверждении ликвидационного баланса, справкой государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске от 14.03.2008.
Решением инспекции от 31.03.2008 обществу отказано в государственной регистрации ввиду непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения об отсутствии кредиторской задолженности по обязательным платежам, в связи с чем считается непредставленным.
Не согласившись с указанным решением, общество в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Возражая против заявленного требования, инспекция ссылается на то, что в ликвидационном балансе не отражена задолженность по обязательным платежам, указанная в требованиях, направленных обществу в установленный срок (требование от 29.11.2008 N 09-39/22158, требования об уплате налога, пени, штрафа N 24488 по состоянию на 15.11.2007, N 18859 по состоянию на 29.11.2007, N 20104 по состоянию на 18.12.2007, N 20375 по состоянию на 20.12.2007, N 20374 по состоянию на 20.12.2007, N 20373 по состоянию на 20.12.2007), данные требования общество не исполнило.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Пунктом 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав доводы и возражения сторон, оценив представленные в их обоснование доказательства, суды пришли к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о соблюдении обществом порядка ликвидации юридического лица, установленного ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что в материалах дела не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих предъявление налоговым органом в установленный двухмесячный срок с 14.11.2007 по 15.01.2008 по адресу, указанному в уведомлении, требований об уплате задолженности по обязательным платежам. Согласно реестрам от 30.11.2007, 19.11.2007, 20.12.2007, 24.12.2007 требования об уплате обязательных платежей от 29.11.2007 N 09- 39/22158, от 15.11.2007 N 24488, от 29.11.2007 N 18859, от 18.12.2007 N 20104, от 20.12.2007 N 20375, N 20374, N 20373 направлялось налоговым органом не по адресу, указанному в уведомлении от 26.11.2007.
Ликвидатором общества составлен реестр требований кредиторов, из которого следует, что кредиторами не были предъявлены требования к обществу в установленный срок. Общим собранием участников общества от 15.01.2008 утвержден нулевой промежуточный ликвидационный баланс, согласно которому требований кредиторов не имеется, какое-либо имущество у общества отсутствует.
Проанализировав доводы инспекции о наличии у общества задолженности, выявленной в ходе выездных налоговых проверок, по результатам которых приняты решения от 21.01.2008 N 64, от 31.03.2008 N 14, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания обязательных платежей в соответствии с требованиями гл. N 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствие доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном п. 4. ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что требование от 28.02.2008 N 09-39/3215 о задолженности в сумме 9833091 руб. 96 коп. направлено обществу 07.03.2008, то есть за пределами установленного двухмесячного срока, суды пришли к выводу о том, что не имеется оснований считать представленный ликвидационный баланс, в котором не отражена данная задолженность, недостоверным.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно указали на то, что обществом в регистрирующий орган были представлены все, перечисленные в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недостоверности ликвидационного баланса ввиду наличия у общества задолженности по обязательным платежам, о чем свидетельствуют решения налогового органа от 21.01.2008 N 64, от 31.03.2008 N 14, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Названные доводы направлены на переоценку выводов судов относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2008 по делу N А76-4387/2008-40-151 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2008, принятое определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2008, отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав доводы инспекции о наличии у общества задолженности, выявленной в ходе выездных налоговых проверок, по результатам которых приняты решения от 21.01.2008 N 64, от 31.03.2008 N 14, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания обязательных платежей в соответствии с требованиями гл. N 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствие доказательств обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, предусмотренном п. 4. ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что требование от 28.02.2008 N 09-39/3215 о задолженности в сумме 9833091 руб. 96 коп. направлено обществу 07.03.2008, то есть за пределами установленного двухмесячного срока, суды пришли к выводу о том, что не имеется оснований считать представленный ликвидационный баланс, в котором не отражена данная задолженность, недостоверным.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно указали на то, что обществом в регистрирующий орган были представлены все, перечисленные в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2008 г. N Ф09-7884/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника