Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 октября 2008 г. N Ф09-7852/08-С3
Дело N А50-7222/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2008 по делу А50-7222/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.12.2007 N 390.
Решением суда от 04.08.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом инспекция приводит следующие доводы. В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Соответственно страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы государственных внебюджетных фондов) взыскивают со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагают штрафы, начисляют пени и осуществляют другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ установлено правило, согласно которому контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом взыскание недоимки по страховым взносам и пеней (в судебном порядке) возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Анализ содержания норм ст. 2, 25 Федерального закона N 167-ФЗ и ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
С учетом приведенных доводов, а также принимая во внимание характер и природу спорной суммы страховых взносов, вид платежей, их зачисление в полном объеме на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению зачетов (возвратов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, факт неосновательной уплаты обществом страховых взносов, инспекция считает, что лицом, обязанным осуществить возврат спорной суммы взносов, является Управление Пенсионного фонда и основания для возврата излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном ст. 78 Кодекса отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения по следующим основаниям. Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает механизма возврата излишне уплаченных (взысканных) пеней по страховым взносам. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные разъяснения, а именно письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 подтверждают позицию налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии и страховой части трудовой пенсии, в суммах 208 руб. 57 коп. и 2679 руб. 50 коп. соответственно.
Решением инспекции от 03.12.2007 N 390 обществу отказано в возврате указанных сумм пеней на основании того, что возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Общество, полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь тем, что обязанность по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов у органов Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется.
Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает порядка зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 1, 2 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
В п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии и страховой части трудовой пенсии в суммах 208 руб. 57 коп. и 2679 руб. 50 коп. Факт наличия у общества указанной переплаты налоговым органом не оспаривается. Недоимка по страховым взносам у общества отсутствует.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования общества о признании недействительным оспариваемого решения инспекции.
Доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2008 по делу А50-7222/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пермскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2008 г. N Ф09-7852/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника