Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 ноября 2008 г. N Ф09-8006/08-С2
Дело N А71-3386/08
6 ноября 2008 г.: изготовлено в полном объеме
5 ноября 2008 г.: объявлена резолютивная часть
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2007 г. N 3505/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2006 г. N Ф09-9215/06-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.06.2008 по делу N А71-3386/08.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (далее - налоговый орган, инспекция) - Нугис С.А. (доверенность от 17.01.2008 N 814).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным действия налогового органа по предъявлению к исполнению исполнительного листа на взыскание штрафа в сумме 444343 руб. 20 коп., за неуплату налога на доходы физических лиц.
Основаниями подачи заявления налогоплательщик указал наличие обстоятельств, препятствующих, по его мнению, обращению инспекции взыскания на его денежные средства в порядке Федерального Закона "Об исполнительном производстве", а именно, не принятие налоговым органом мер, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) для включения в реестр требований кредиторов спорной суммы штрафа и в дальнейшем не включения ее в условия мирового соглашения.
Решением суда от 24.06.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что действия налогового органа по предъявлению к исполнению исполнительного листа на взыскание штрафа не противоречат закону и не нарушают прав налогоплательщика.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить, указывая на то, что выводы суда не соответствуют положениям Закона, предусматривающего процедуру предъявления требований о взыскании задолженности с должника - банкрота.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит, исходя из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 21.07.2005 на основании вступившего в законную силу решения от 02.06.2005 Арбитражного суда Удмуртской Республики налоговому органу был выдан исполнительный лист о взыскании с общества штрафа.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2005 по делу N А71-68/05 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.
В ходе данного производства инспекция обращалась с требованиями о включении в реестр для погашения задолженности сумм недоимок по налогам и пени. Спорные суммы штрафных санкций в указанном порядке ею не предъявлялись.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики о 05.06.2007 производство по делу о признании общества несостоятельным (банкротом) прекращено в связи с утверждением мирового соглашения от 27.04.2007 о погашении задолженности.
В условия исполнения соглашения спорные суммы штрафа так же не включены.
31.03.2008 судебным приставом-исполнителем принято постановление о возбуждении в отношении общества исполнительного производства о взыскании штрафа на основании решения суда от 02.06.2005.
По мнению общества, при указанных обстоятельствах исполнение требований инспекции о взыскании штрафа подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), что налоговым органом соблюдено не было.
Между тем указанный довод общества обосновано не принят судом. В силу ст. 2 Закона кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Конкурсные кредиторы, это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Таким образом, Закон устанавливает право, а не обязанность указанных лиц по включению требований в реестр требований кредиторов.
Согласно ст. 150 Закона на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом путем вынесения определения об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве.
Из п. 3 ст. 154 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что при заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства оно распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении (п. 5 ст. 150 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Также согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", мировое соглашение распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения (п. 6 ст. 151, п. 6 ст. 152, п. 4 ст. 153, п. 4 ст. 154 указанного Закона).
Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и не денежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке.
Судом установлено, что штраф за неуплату налога на доходы физических лиц в реестр требований кредиторов не включен, в связи с чем суд обоснованно указал, что условия мирового соглашения от 27.04.2007 на него не распространяются.
Учитывая, что исполнительный лист о взыскании спорной суммы штрафа направлен налоговым органом в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения в установленный требованиями п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и подп. 1 ч. 1 ст. 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехгодичный срок, суд пришел к правильному выводу о том, что данные действия инспекции являются законными и обоснованными.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, не допущено нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.06.2008 по делу N А71-3386/08 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из п. 3 ст. 154 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что при заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства оно распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении (п. 5 ст. 150 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Также согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", мировое соглашение распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения (п. 6 ст. 151, п. 6 ст. 152, п. 4 ст. 153, п. 4 ст. 154 указанного Закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2008 г.: N Ф09-8006/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника