Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8186/08-С6
Дело N А50-4275/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2009 г. N 2479/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2009 г. N Ф09-835/09-С6
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 2479/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" (далее -общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2008 по делу А50-4275/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Чистяков А.Ю. (доверенность от 07.05.2008 N 4/08), Зосимов Э.И., генеральный директор (протокол от 09.12.2006);
Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее -департамент) - Новиков М.М. (доверенность от 04.05.2008 N 39).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к департаменту о признании незаконными действий по начислению арендной платы и пени по договору аренды от 09.07.1998 N 275 и требования об уплате по указанному договору 12303212 руб. 60 коп., в том числе 10109771 руб. 49 коп. арендной платы и 2193441 руб. 11 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что неверно избранный способ защиты нарушенного права не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, материалами дела подтверждено нарушение его прав действиями департамента.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.07.1998 между администрацией г. Перми (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" (правопредшественник истца, арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 275, по условиям которого арендатору передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 5049-2 площадью 26980,786 кв.м, расположенный по адресу: ул. Пожарная, 18, мкрн. Усть-Муллы Дзержинского р-на, на срок с 16.06.1998 по 16.06.2013 (в редакции дополнительного соглашения от 08.04.2003).
Договор аренды зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Перми в Поземельной книге (регистрационная запись от 13.07.1998 N 39-45).
Пунктом 2.1 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы. Размер арендной платы пересматривается ежегодно арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменениями устанавливаемых централизованно ставок земельного налога или введением коэффициентов к ним.
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в п. 2.1 договора суммы до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за 4 квартал - не позднее 15 ноября текущего года (п. 2.2 договора).
Постановление администрации г. Перми от 26.06.1999 N 1345 "О базовом размере арендной платы за землю на территории г. Перми", которым установлено, что базовый размер арендной платы за городские земли определяется на уровне ставок земельного налога, утратило силу в связи с изданием постановления администрации г. Перми от 16.06.2004 N 1727.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Главы города Перми N 1345 следует читать как 29 июня 1999 г.
В соответствии с п. 2.1 Указа губернатора Пермской области от 29.12.2003 N 253 "О внесении изменений и дополнений в Указ губернатора Пермской области от 08.09.2003 N 174 "Об утверждении положения об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области" базовый размер арендной платы рассчитывается от нормативной цены земли, установленной по результатам оценочного зонирования каждого поселения Пермской области.
Департаментом в адрес общества направлено уведомление от 12.02.2004 N 19-20-537/06 о размере арендной платы на 2004 год, расчет которой произведен на основании Указа губернатора Пермской области от 29.12.2003 N 253.
Общество, полагая, что действия департамента по начислению арендной платы, пени по договору аренды от 09.07.1998 N 275, а также требование об уплате по указанному договору 12303212 руб. 60 коп., в том числе 10109771 руб. 49 коп. арендной платы и 2193441 руб. 11 коп. пени, являются незаконными, поскольку нарушают его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку порядок начисления арендной платы, ее размер установлены договором аренды от 09.07.1998 N 275, заключенным сторонами, что свидетельствует о наличии между ними обязательственных правоотношений, т.е. гражданско-правовых, суды пришли к выводу о том, что спор, возникший при исполнении данного договора в связи с совершением действий стороной договора - арендодателем, направленных на установление размера арендной платы, не может быть рассмотрен в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как не носит публично-правового характера.
Между тем, учитывая, что стороны находятся в договорных отношениях, а спор возник в связи с определением размера арендной платы, суды рассмотрели заявление общества по существу. При этом суды исходили из следующего.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Руководствуясь названными нормами, суды пришли к правомерному выводу о том, что условие договора от 09.07.1998 N 275 о порядке установления размера арендной платы соответствует нормам действующего законодательства.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Довод заявителя о том, что судебные акты подлежат отмене, поскольку суды, отказывая в удовлетворении требований, сослались на неверно избранный способ защиты нарушенного права, отклоняется. С учетом существа заявленных требований, суды правильно определили предмет доказывания по делу и пришли к правомерным выводам о сложившихся между сторонами договорных отношениях и соответствии действий департамента условиям договора аренды от 09.07.1998, который не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2008 по делу А50-4275/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8186/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника