Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8207/08-С3
Дело N А07-18321/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 по делу N А07-18321/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уфимский завод "Электроаппарат" (далее - общество) - Шуткова О.Р. (доверенность от 29.10.2008 N 29/юр).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными требований инспекции от 21.06.2007 N 19953, 19954, от 08.10.2007 N 29359 в части взыскания пеней в сумме 468821 руб. 67 коп., от 08.10.2007 N 29360 в части взыскания пеней в сумме 1057333 руб. 28 коп., от 08.10.2007 N 29362 в части взыскания пеней в сумме 3871 руб. 14 коп., от 08.10.2007 N 29363, от 08.10.2007 N 29364, от 08.10.2007 N 29365 в части взыскания пеней в сумме 517731 руб. 90 коп., от 13.11.2007 N 29439 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов и решения от 26.09.2007 N 53988 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 (резолютивная часть от 30.04.2008) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 резолютивная часть от 24.07.2008) решение суда оставлено без изменения. В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, считая не соответствующим положениям ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации вывод судов о незаконности начисления и взыскания пеней на недоимку, возможность взыскания которой утрачена.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом
Как следует из материалов дела, инспекцией обществу выставлены требования о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафа:
от 21.06.2007 N 19953, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на прибыль организаций в сумме 1054 руб. 86 коп.;
от 21.06.2007 N 19954, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на рекламу в сумме 372 руб. 06 коп.;
от 21.07.2007 N 22980, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на прибыль организаций в сумме 203 руб. 49 коп.;
от 08.01.2007 N 29359, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 468986 руб. 59 коп.,
от 08.01.2007 N 29360, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 1057446 руб. 47 коп.,
от 08.10.2007 N 29362, в котором обществу предложено уплатить пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме 3871 руб. 61 коп.;
08.10.2007 N 29363, в котором обществу предложено уплатить пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в сумме 102501,78 руб.,
от 08.10.2007 N 29364, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 675365 руб. 34 коп.,
от 08.10.2007 N 29365, в котором обществу предложено уплатить пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 517 807 руб. 47 коп.,
от 13.11.2007 N 29439, в котором обществу предложено уплатить пени по налогу на прибыль организаций в сумме 193 руб. 80 коп.
В связи с неисполнением обществом требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 21.07.2007 N 22980 инспекцией принято решение 26.09.2007 N 53988 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Полагая, что вынесенные инспекцией акты нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые при меняются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам, как следует из п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Требование об уплате пеней может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и пеней. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, пеней (п. 3 ст. 46 Кодекса). Данные положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (п. 9 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
Судами с учетом представленных инспекцией расшифровок пеней, обществом - контррасчета, платежных поручений, выписок банка установлено следующее.
Начисление инспекцией в требовании от 21.07.2007 N 22 980 пеней в сумме 203 руб. 49 коп. на недоимку по налогу на прибыль со сроком уплаты 28.10.2004 осуществлено с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки во внесудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Таким образом, вследствие отсутствия правовых оснований для начисления и уплаты пеней, содержащихся в указанном требовании, судами обоснованно признано недействительным вынесенное в связи с его неисполнением решение от 26.09.2007 N 53988 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Начисление инспекцией в требовании от 21.06.2007 N 19953 пеней в сумме 1054 руб. 86 коп. на недоимку по налогу на прибыль со сроком уплаты 28.10.2004 осуществлено с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки во внесудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Кроме того, как установлено судами, начисленная сумма пеней не совпадает с суммой пеней в представленной инспекцией расшифровке.
Начисление инспекцией в требовании от 21.06.2007 N 19954 пеней в сумме 372 руб. 06 коп. на недоимку по налогу на рекламу со сроком уплаты 30.07.2004 и 01.11.2004 осуществлено с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки во внесудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены.
В требовании от 08.10.2007 N 29359 пени начислены инспекцией на недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, со сроком уплаты с 28.10.2004 по 28.06.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 28.10.2004 по 28.10.2005, осуществлено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки во внесудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление пеней инспекцией на сумму налога на прибыль со сроками уплаты 30.10.2006, 29.01.2007, 28.02.2007, 03.05.2007, 28.06.2007 признано судами неправомерным, поскольку уплата налога произведена обществом в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, что подтверждается платежными поручениями и выписками со счета, заверенными банком. Начисление инспекцией пеней в сумме 8969 руб. 02 коп. на недоимку по налогу на прибыль со сроком уплаты 28.11.2006 также признано судами неправомерным в связи с неправильным применением ставки рефинансирования.
В требовании от 08.10.2007 N 29363 пени начислены инспекцией на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, со сроком уплаты с 16.08.2004 по 15.05.2007, при этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 16.08.2004 по 16.10.2006, произведено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекцией не представлены доказательства взыскания налога во внесудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В требовании от 08.10.2007 N 29365 пени начислены инспекцией на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, со сроком уплаты с 15.07.2004 по 16.07.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 15.07.2004 по 17.07.2006, осуществлено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление инспекцией пеней на недоимку по ЕСН со сроками уплаты 15.12.2006 в сумме 50 руб. 14 коп., 15.01.2007 в сумме 641 руб. 04 коп., 16.04.2007 в сумме 54 руб. 84 коп., 15.05.2007 в сумме 5 руб. 18 коп., 15.06.2007 в сумме 4 руб. 63 коп. также признано судами неправомерным в связи с неправильным применением ставки рефинансирования.
В требовании от 08.10.2007 N 29360 пени начислены инспекцией на недоимку по налогу на добавленную стоимость со сроком уплаты с 20.10.2004 по 20.08.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 20.10.2004 по 20.09.2006, произведено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление пеней со сроком уплаты 21.05.2007 также признано судами неправомерным, поскольку обществом налог уплачен, что подтверждается представленными платежным поручением и выпиской банка с расчетного счета; начисление инспекцией пеней в сумме 1130 руб. 74 коп. на недоимку по налогу на добавленную стоимость со сроком уплаты 20.08.2007 признано неправомерным в связи с неправильным применением инспекцией ставки рефинансирования.
В требовании от 08.10.2007 N 29362 пени начислены инспекцией на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, со сроком уплаты с 16.08.2004 по 15.05.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 16.08.2004 по 15.09.2006, произведено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление пеней со сроками уплаты 15.12.2007 в сумме 3 руб. 73 коп. и 15.03.2007 в сумме 1 руб. также признано судами неправомерным в связи с неправильным применением инспекцией ставки рефинансирования.
В требовании от 08.10.2007 N 29364 пени начислены инспекцией на недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, со сроком уплаты с 28.10.2004 по 28.05.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 28.10.2004 по 28.02.2005, осуществлено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление пеней на сумму налога на прибыль со сроками уплаты 30.10.2006, 28.11.2006, 03.05.2007 также признано судами неправомерным, поскольку обществом налог уплачен, что подтверждается представленными платежными поручениями, выписками банка с расчетного счета и актом сверки расчетов.
Кроме того, судами указано, что по требованию от 13.11.2007 N 29439 не представляется возможным установить обстоятельства, послужившие основанием для начисления пени.
При таких обстоятельствах оспариваемые ненормативные акты инспекции обоснованно признаны судами недействительными в части взыскания пеней в сумме 5940166 руб. 75 коп.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат, в связи с чем доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 по делу N А07-18321/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В требовании от 08.10.2007 N 29362 пени начислены инспекцией на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, со сроком уплаты с 16.08.2004 по 15.05.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 16.08.2004 по 15.09.2006, произведено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление пеней со сроками уплаты 15.12.2007 в сумме 3 руб. 73 коп. и 15.03.2007 в сумме 1 руб. также признано судами неправомерным в связи с неправильным применением инспекцией ставки рефинансирования.
В требовании от 08.10.2007 N 29364 пени начислены инспекцией на недоимку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, со сроком уплаты с 28.10.2004 по 28.05.2007. При этом судами установлено, что начисление пеней на недоимку, образовавшуюся с 28.10.2004 по 28.02.2005, осуществлено инспекцией с нарушением срока, предусмотренного ст. 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства взыскания недоимки в соответствии со ст. 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены. Начисление пеней на сумму налога на прибыль со сроками уплаты 30.10.2006, 28.11.2006, 03.05.2007 также признано судами неправомерным, поскольку обществом налог уплачен, что подтверждается представленными платежными поручениями, выписками банка с расчетного счета и актом сверки расчетов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2008 г. N Ф09-8207/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника