Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2008 г. N Ф09-8221/08-С3
|
Дело N А07-10493/08 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.08.2008 по делу N А07-10493/08.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.
Государственное унитарное предприятие "Стерлитамакский машиностроительный завод" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 19.06.2008 N 34877 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках.
Решением суда от 08.08.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению инспекции, осуществление принудительного исполнения текущих требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника допускается при любой процедуре банкротства в порядке, установленном налоговым законодательством.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2005 по делу N А07-6160/97-А-РСА/ФЛЕ предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Определением суда от 27.03.2008 срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев.
В связи с неисполнением предприятием требования об уплате налога от 13.05.2008 N 98054, инспекцией принято решение от 19.06.2008 N 34877 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Полагая, что решение инспекции не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что законодательство о банкротстве не допускает возможности применения каких-либо ограничений в распоряжении денежными средствами должника, в отношении которого объявлено конкурсное производство, в том числе и взыскание обязательных платежей.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди. Однако, в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению соответствии с п. 4 ст. 142 Закона после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сумма задолженности, взыскиваемая инспекцией по оспариваемому решению, образовалась после признания предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства.
Инспекция не вправе производить бесспорное взыскание задолженности в период конкурсного производства в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у инспекции оснований для взыскания текущих платежей с предприятия, в отношении которого открыто конкурсное производство, является правильным.
Основания для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод инспекции о том, что взыскание текущих обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, осуществляется вне рамок дела о банкротстве в общем порядке, предусмотренном ст. 46, 47, 70 Кодекса, судом отклоняется как основанный на неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.08.2008 по делу N А07-10493/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению соответствии с п. 4 ст. 142 Закона после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
...
Инспекция не вправе производить бесспорное взыскание задолженности в период конкурсного производства в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом.
...
Довод инспекции о том, что взыскание текущих обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, осуществляется вне рамок дела о банкротстве в общем порядке, предусмотренном ст. 46, 47, 70 Кодекса, судом отклоняется как основанный на неправильном применении норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2008 г. N Ф09-8221/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника