Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8188/08-С5
Дело N А50-5672/2008
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2009 г. N 2522/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамье" (далее -общество "Новогор-Прикамье") на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2008 по делу N А50-5672/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Новогор-Прикамье" - Вьюжанина М.С., начальник службы (доверенность от 28.05.2007 N 44/2), Балякина О.В., начальник юридического отдела (доверенность от 02.08.2006 N 7);
закрытого акционерного общества "Сибур-Химпромсервис" (далее -общество "Сибур-Химпромсервис") - Сухарев К.В., начальник юридического отдела (доверенность от 15.05.2006).
Общество "Новогор-Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "Сибур-Химпромсервис" о взыскании 4572117 руб. 27 коп. платы за сброс загрязнений, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, по договору от 01.06.2003 N 16С/570-03/СХ, 83843 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.01.2008 по 07.04.2008.
Решением суда от 03.06.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Новогор-Прикамье" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами при разрешении спора п. 2.2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области, утвержденного указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167 (далее - Порядок взимания платы), п. 5.19 Правил приема сточных вод в централизованную систему канализации г. Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 24.12.2002 N 128 (далее - Правила приема сточных вод), неприменение п. 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации). По мнению заявителя кассационной жалобы, контроль за составом сточных вод у абонента производится водоканалом, в связи с чем у абонента отсутствуют права назначать время и дату проведения контрольного отбора проб (в том числе повторного) и его самостоятельное проведение даже с участием представителей независимой лаборатории не является надлежащим доказательством.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между открытым акционерным обществом "Биологические очистные сооружения" (далее - общество "Биологические очистные сооружения") и обществом "Сибур-Химпромсервис" (абонент) заключен договор от 01.06.2003 N 16С/570-03/СХ, согласно условиям которого общество "Биологические очистные сооружения" обязалось принимать на очистку сточные воды абонента, а абонент - производить оплату стоимости оказанных услуг.
Дополнительным соглашением от 30.11.2005, заключенным между обществом "Новогор-Прикамье" (водоканал) и обществом "Сибур-Химпромсервис" (абонент), внесены изменения в договор от 01.06.2003, согласно которым водоканал обязался через присоединенную к системе коммунальной канализации сеть абонента принимать от абонента сточные воды в пределах установленных ему лимитов (нормативной потребности) водоотведения, а абонент - производить оплату за водоотведение, а также за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации.
Согласно п. 4.1 договора (в редакции дополнительного соглашения) сточные воды, сбрасываемые абонентом, не должны содержать веществ, запрещенных к сбросу в систему коммунальной канализации, а также загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы, установленные органами местного самоуправления, а по свойствам должны соответствовать требованиям, установленным п. 4.1 Правил приема сточных вод.
В силу п. 38 договора (в редакции дополнительного соглашения) анализ арбитражной пробы производится лабораторией ОАО "МНИИЭКО ТЭК".
Водоканал 12.07.2007 по предварительному уведомлению абонента и в присутствии представителя последнего произвел контрольный отбор пробы сточной воды с составлением акта отбора проб сточных вод N 325, подписанного обеими сторонами. Одновременно представителем общества "Сибур-Химпромсервис" была отобрана арбитражная проба, направленная на исследование в лабораторию ОАО "МНИИЭКО ТЭК".
По результатам анализов сточных вод абонента выявлено превышение содержания загрязняющих веществ по сравнению с нормативами, утвержденными постановлением администрации г. Перми от 26.06.2003 N 1899. Содержание по алюминию составило 7,866 мг/дм3 (норма - 4,0 мг/дм3), по никелю - 0,198 мг/дм3 (норма - 0,1 мг/дм3) (протокол от 19.07.2007 N 345).
Начислив плату за сброс загрязнений, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, за период с 12.07.2007 по 14.08.2007, общество "Новогор-Прикамье" предъявило обществу "Сибур-Химпромсервис" к оплате счета-фактуры на сумму 6 959 083 руб. 21 коп.
Платежными поручениями от 30.10.2007 N 1137, N 1129 общество "Сибур-Химпромсервис" перечислило истцу 2386965 руб. 94 коп. платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ за период с 12.07.2007 по 23.07.2007.
Обращаясь в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, общество "Новогор-Прикамье" сослалось на неисполнение обществом "Сибур-Химпромсервис" обязанности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Возражая против удовлетворения исковых требований, общество "Сибур-Химпромсервис" просило отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих возражений ответчик пояснил, что письмами от 19.07.2007, 20.07.2007 N 5011/01 уведомил истца о проведении контрольного отбора проб 24.07.2007 с участием представителя независимой аккредитованной организации - ОАО "МНИИЭКО ТЭК" и предложил водоканалу направить своего представителя для совместного проведения отбора проб. Истец своего представителя не направил, в связи с чем отбор проб был произведен при участии представителей ответчика и ОАО "МНИИЭКО ТЭК", что подтверждается актом от 24.07.2007. По результатам анализов, оформленных протоколом от 30.07.2007 N 365, в сточных водах абонента определено содержание алюминия 3,27 мг/дм3, никеля - 0,014 мг/дм3, что соответствует установленным нормативам. Ответчик полагает, что в связи с указанными обстоятельствами нарушение нормативов сброса загрязняющих веществ было прекращено 24.07.2007.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс запрещенных веществ.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий (п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации).
Постановлением администрации г. Перми от 26.06.2003 N 1899 "Об утверждении нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми" установлены нормативы качества по алюминию - 4,0 мг/дм3, по никелю - ОД мг/дм3. Постановлением администрации г. Перми от 03.08.2007 N 322 постановление от 26.06.2003 N 1899 признано утратившим силу, утверждены новые значения нормативов, при этом норматив по никелю снижен до 0,06 мг/дм3.
Согласно п. 2.2 Порядка взимания платы плата за сброс загрязнений, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, определяется исходя из фактического превышения концентраций загрязняющих веществ по отношению к нормативам допустимых концентраций, фактического объема сброшенных сточных вод и действующего тарифа на услуги водоотведения 1 куб. м сточных вод. В формуле расчета применяется значение фактического объема водоотведения с момента обнаружения и до прекращения нарушений по сбросу сточных вод, подтвержденных повторным контрольным анализом, проводимым организацией ВКХ или аттестованной организацией, имеющей право на проведение указанных работ, по заявке абонента и за его счет.
В силу пункта 5.19 Правил приема сточных вод абонент имеет право обратиться в водоканал с предложением проведения повторного контроля качества сточных вод, но не ранее получения результатов анализа обеими сторонами по всем определяемым в пробе веществам. В запросе должны быть указаны: причины обнаруженного превышения нормативов сброса загрязняющих веществ; проведенные мероприятия по их устранению; подтверждение факта нормализации состава сточных вод результатами анализа лабораторией абонента, имеющей свидетельство об оценке состояния измерений (или по его поручению любой другой лабораторией, имеющей свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитацию).
Водоканал обязан в течение 30 календарных дней с момента получения запроса произвести повторный отбор проб сточных вод абонента. В случае, если водоканалом в течение указанного срока отбор проб не был произведен, за результаты повторного отбора принимаются результаты анализа сточных вод, указанные абонентом в запросе на производство повторного отбора проб.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства (акт отбора проб сточных вод от 12.07.2007 N 325, протокол от 19.07.2007 N 345, письма от 19.07.2007, 20.07.2007 N 5011/01, акт от 24.07.2007, протокол от 30.07.2007 N 365) по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления повышенной платы за сброс загрязняющих веществ с нарушением предельно-допустимых концентраций (далее - ПДК) за период с 24.07.2007 по 14.08.2007.
Признав представленные ответчиком доказательства соответствующими требованиям п. 5.19 Правил приема сточных вод (указаны причины превышения ПДК; сведения о проведенных мероприятиях по устранению нарушений; подтверждение факта нормализации состава сточных вод), суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Обстоятельства дела всесторонне и полно исследованы судами обеих инстанций, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы общества "Новогор-Прикамье", изложенные в кассационной жалобе, о том, что контроль за составом сточных вод может производиться только водоканалом, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как противоречащие п. 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, п. 38 договора.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2008 по делу N А50-5672/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамье" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5.19 Правил приема сточных вод абонент имеет право обратиться в водоканал с предложением проведения повторного контроля качества сточных вод, но не ранее получения результатов анализа обеими сторонами по всем определяемым в пробе веществам. В запросе должны быть указаны: причины обнаруженного превышения нормативов сброса загрязняющих веществ; проведенные мероприятия по их устранению; подтверждение факта нормализации состава сточных вод результатами анализа лабораторией абонента, имеющей свидетельство об оценке состояния измерений (или по его поручению любой другой лабораторией, имеющей свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитацию).
...
Признав представленные ответчиком доказательства соответствующими требованиям п. 5.19 Правил приема сточных вод (указаны причины превышения ПДК; сведения о проведенных мероприятиях по устранению нарушений; подтверждение факта нормализации состава сточных вод), суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
...
Доводы общества "Новогор-Прикамье", изложенные в кассационной жалобе, о том, что контроль за составом сточных вод может производиться только водоканалом, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как противоречащие п. 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, п. 38 договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8188/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника