Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 ноября 2008 г. N Ф09-7733/08-С2
Дело N А07-5519/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2009 г. N 16697/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2009 г. N 16697/08
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2008 г. N 16697/08
19 ноября 2008 г. (изготовлено в полном объеме)
18 ноября 2008 г. (объявлена резолютивная часть)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, налоговый орган) и Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - ИФНС по Советскому району г. Уфы, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2008 по делу N А07-5519/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Байкал-Ресурс" (далее - общество, налогоплательщик) - Ныров А.В. (директор, решение акционера от 05.12.2006), Гайнуллин И.И. (доверенность от 16.01.2008);
МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Айсуакова Р.Б. (доверенность от 25.01.2008 N 04-17/01191), Абдрахманов Р.Р. (доверенность от 14.11.2008 N 02-22/23345).
Представители ИФНС по Советскому району г. Уфы в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В заседании суда МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан заявила ходатайство о приостановлении производства по делу N А07-5519/08 в связи с принятием к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан заявления МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан о принудительной ликвидации общества. Ходатайство судом отклонено, поскольку по правилам главы 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся оценки обстоятельств арбитражного дела, в том числе обстоятельств, вызывающих необходимость приостановления производства по делу, разрешаются арбитражным судом в ходе рассмотрения арбитражного дела по существу. После выяснения обстоятельств и исследования доказательств по делу рассмотрение дела по существу завершается вынесением окончательного судебного акта. В силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся исследования и оценки обстоятельств, имеющихся в материалах дела, в компетенцию суда кассационной инстанции не входят.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом отказа от части заявленных требований) о взыскании процентов в сумме 50458757 руб., начисленных в порядке ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговым декларациям за ноябрь, декабрь 2005 г., январь, апрель, май, июнь, июль 2006 г.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2008 заявленные требования общества удовлетворены. Суд первой инстанции обязал МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан выплатить обществу проценты в сумме 50458757 руб., начисленные за несвоевременный возврат из бюджета НДС. В остальной части производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан и ИФНС по Советскому району г. Уфы просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Изучив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что налогоплательщик представил налоговому органу налоговые декларации по НДС за перечисленные выше налоговые периоды, на основании которых заявил к возмещению из бюджета суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров, позднее экспортированных за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Документы, подтверждающие обоснованность заявления к возмещению из бюджета сумм налога, были представлены налогоплательщиком налоговому органу в полном объеме, что подтверждено соответствующими решениями Арбитражного суда Оренбургской области, вступившими в законную силу, порядок заявления сумм налога к возврату из бюджета налогоплательщиком соблюден. При этом судами установлено, что действия по возврату налогоплательщику из бюджета заявленных сумм налога произведены инспекцией с нарушением сроков, установленных п. 4 ст. 176 Кодекса.
Принимая во внимание изложенное, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводам о том, что рассмотренные требования о взыскании с инспекции процентов, начисленных на основании ст. 176 за несвоевременный возврат отмеченной выше суммы налога, заявлены обществом правомерно.
Доводы налоговых органов о том, что в случае признания недействительным в судебном порядке решения налогового органа об отказе в возмещении налога из бюджета проценты за нарушение установленных сроков возврата налога из бюджета должны начисляться лишь после вступления в силу вынесенных судебных решений, судом не принимаются, поскольку не соответствуют положениям ст. 176 Кодекса.
По смыслу п. 4 ст. 176 Кодекса заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате НДС, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, п. 4 ст. 176 Кодекса не предусмотрен, поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен п. 3 ст. 176 Кодекса, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
Таким образом, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям формируется следующим образом.
Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абз. 2 п. 4 ст. 176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных п. 4 ст. 176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
Если же заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных п. 3 ст. 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления.
При этом как в первом, так и во втором случае период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, вследствие чего меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2008, принятые определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2008 N Ф09-7733/08-С2, следует отменить.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2008 по делу N А07-5519/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан и Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы в доход Федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2008, принятые определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2008 N Ф09-7733/08-С2, отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате НДС, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, п. 4 ст. 176 Кодекса не предусмотрен, поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен п. 3 ст. 176 Кодекса, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
...
Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абз. 2 п. 4 ст. 176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных п. 4 ст. 176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
Если же заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных п. 3 ст. 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2008 г. N Ф09-7733/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника