Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 ноября 2008 г. N Ф09-707/08-С1
Дело N А47-6479/06
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А47-6479/06 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургский радиатор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 08.06.2006 N 2/90 о привлечении его к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 07.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.02.2008 судебные акты оставлены без изменений.
Общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора названных решения и постановлений судов по данному делу.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.05.2008 N 5111 N в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано, поскольку общество имеет возможность пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 14520/07 по делу N А45-5563/07-41/117 Арбитражного суда Новосибирской области).
Руководствуясь данным определением, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о пересмотре решения суда первой инстанции от 07.06.2007 по данному делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением суда от 04.07.2008 заявление о пересмотре решения суда от 07.06.2007 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено. Решение суда от 07.06.2007 отменено.
Решением суда от 21.07.2008 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 решение суда от 21.07.2008 отменено. Заявление общества удовлетворено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) и положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). По мнению управления, справка о подтверждающих документах является документом, относящимся к формам учета и отчетности по валютным операциям для резидентов.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка общества по вопросу соблюдения актов валютного законодательства при совершении валютных операций за период с 01.01.2005 по 01.04.2006.
В ходе проверки установлено, что между обществом и компанией "Автодизель Эсксперт ЛТД" (Британские Виргинские острова) заключен контракт от 05.12.2005 N 549/12/05-ОР на поставку радиаторной продукции на общую сумму 404 654 руб. В Оренбургском филиале Сбербанка России подписан паспорт сделки N 05120007/1481/1042/1/0.
Во исполнение названого контракта на основании счета-фактуры от 12.12.2005 N 2010 товар был вывезен с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10409070/151205/0004662.
В уполномоченный банк ГТД и справку о подтверждающих документах по сроку представления до 15.01.2006 общество представило 17.01.2006, то есть с пропуском срока на 2 календарных дня.
По результатам проверки управлением составлен акт от 25.05.2006, протокол об административном правонарушении от 25.05.2006 N 2/90 и вынесено постановление от 08.06.2006 N 2/90 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Рассматривая дело по вновь открывшимся обстоятельствам, и, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции установил отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения по несвоевременному представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, однако указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения за несвоевременное представление ГТД в уполномоченный банк.
Отменяя решение суда первой инстанции, и, удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из того, что справка о подтверждающих документах и ГТД не относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами, следовательно, несвоевременное представление обществом в установленный срок в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и ГТД не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет привлечение к административной ответственности.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В рассматриваемый период указанный порядок установлен Положением N 258-П, а также Инструкцией от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно п. 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Также резидентам предписано представлять указанные подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23 Федерального закона), которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
В соответствии с положениями Федерального закона различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
На день представления обществом справки о подтверждающих документах и ГТД в уполномоченный банк формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России установлены не были.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах и ГТД, не были отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, в период рассмотрения управлением административного дела.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, является обоснованным.
Ссылка управления на то, что к спорным правоотношениям следует применять указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", поскольку данным актом справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям, судом кассационной инстанции не принимается, так как указанный акт в проверяемый период (вынесения оспариваемого постановления) не действовал.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А47-6479/06 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
На день представления обществом справки о подтверждающих документах и ГТД в уполномоченный банк формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России установлены не были.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах и ГТД, не были отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, в период рассмотрения управлением административного дела.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2008 г. N Ф09-707/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника