Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8843/08-С3
Дело N А60-10394/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2012 г. N Ф09-1607/12 по делу N А60-22172/2011
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 октября 2011 г. N А60-22172/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2008 г. N Ф08-7518/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") (далее - предприятие, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А60-10394/08 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Тяжельников Д.А. (доверенность от 01.02.2008 N 04-10/62), Гильт P.O. (доверенность от 14.07.2008 N 04-10/135);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Белоногова Е.В. (доверенность от 29.12.2007), Негодаева Е.А. (доверенность от 27.11.2008), Петрова И.В. (доверенность от 27.11.2008), Коновалова О.С. (доверенность от 04.03.2008).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 25.04.2008 N 54 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 04.08.2008 требования предприятия удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 25.04.2008 N 54 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 решение суда отменено. В удовлетворении требований предприятию отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В обоснование жалобы указано на то, что налоговое и водное законодательство не предусматривает определения такого понятия как водоснабжение населения, в связи с чем расчет водного налога, произведенный предприятием, исходя из целей водопользования, не противоречит действующему законодательству и является верным, поскольку деятельность по водоснабжению населения муниципального образования распространяется на организации в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению. При этом предприятие обращает внимание на то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В отзыве на жалобу, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считает, что при расчете водного налога предприятием неправильно применена ставка водного налога в размере 70 руб. за тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, так как использование данной ставки возможно только при водоснабжении населения в местах постоянного проживания, а налогоплательщик осуществлял также водоснабжение предприятий, учреждений и организаций, не являющихся населением.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по водному налогу за период с 01.01.2005 по 30.06.2007 составлен акт от 14.02.2008 N 53 и вынесено решение от 25.04.2008 N 54 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, виде взыскания штрафа в сумме 2774479 руб. 40 коп., доначислении водного налога в сумме 13872397 руб., начислении пени в сумме 2518991 руб. 24 коп.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, доначисления водного налога за 2005 г., 2006 г., I и II кварталы 2007 г., начисления соответствующих сумм пеней послужил вывод инспекции о занижении предприятием водного налога в связи с необоснованным применением ставки водного налога в размере 70 руб. для целей водоснабжения населения при фактическом использовании забранной воды для хозяйственно-бытовых целей предприятий учреждений и организаций, не относящихся к жилому фонду. По мнению налогового органа, при заборе воды для хозяйственно-бытовых целей предприятий, учреждений и организаций подлежат применению налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 Кодекса, а именно 294 руб., 282 руб., 456 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, поскольку под водоснабжением населения понимается водоснабжение жилищного фонда, к которому обслуживаемые предприятием организации и учреждения не относятся.
Считая решение инспекции незаконным, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции исходил из неправомерности оспариваемого решения инспекции в связи с тем, что забор воды из водных объектов осуществляется предприятием для целей водоснабжения населения и установленные лимиты на водопользование предприятием не превышены.
Отменяя решение суда и отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из того, что применение ставки водного налога в размере 70 руб. при заборе воды для хозяйственно-бытовых нужд промышленных и прочих организаций не правомерно и является занижением налоговой ставки, так как водоснабжение работников промышленных предприятий, учреждений и организаций не относится к водоснабжению населения, под которым следует понимать водоснабжение жилищного фонда.
Согласно ст. 333.8 Кодекса плательщиками водного налога являются организации, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
При заборе воды из водных объектов налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п. 2 ст. 333.10 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 333.12 Кодекса ставки водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономических районов и составляют для Уральского района при заборе воды за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта из бассейна реки Оби 282 руб., реки Волги - 294 руб., из подземных водных объектов - 456 руб.
Согласно п. 3 ст. 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
В силу ст. 333.13 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно уставу основной целью создания и предметом деятельности предприятия являются решение социальных задач в сфере водоснабжения и канализации города Екатеринбурга. Основными видами деятельности предприятия являются эксплуатация внешних систем водоснабжения и водоотведения, эксплуатация гидротехнических сооружений.
Деятельность предприятия в сфере водоснабжения населения города Екатеринбурга является социальной, специализированной и нормативно регламентированной.
Данная деятельность осуществляется в порядке и при соблюдении требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, ст. 421, 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 с изменениями от 08.08.2003, 13.02.2006,23.05.2006.
Водоснабжение населения города Екатеринбурга осуществляется предприятием на основании лицензий от 24.12.2002 N СВЕ 01348, от 24.12.2002 N СВЕ 01347, от 13.05.2004 N СВЕ 01711, от 24.12.2002 N СВЕ 01346, от 30.03.2007 N СВЕ 02334, от 03.05.2005 N СВЕ 00732, от 22.08.2005 N СВЕ 00790, от 21.07.2006 N СВЕ 00916, от 24.12.2002 N СВЕ 01345, от 03.07.2003 N СВЕ 00538 на добычу подземных вод и забор воды из водных объектов, в том числе для населения муниципального образования город Екатеринбург.
Согласно приложениям к условиям водопользования уполномоченными органами утверждены лимиты забора воды на хозяйственно-питьевые нужды населения, для промышленных предприятий и собственных нужд предприятия.
Выездной налоговой проверкой установлено, что водный налог исчисляется налогоплательщиком с применением ставки налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса в отношении объема воды забранной промышленными предприятиями на производственные цели, собственные нужды и соответствующие потери, с применением ставки налога, установленной п. 3 ст. 333.12 Кодекса в отношении объема воды, забранной предприятиями, независимо от вида осуществляемой деятельности, на хозяйственно-бытовые цели, для водоснабжения жилищного фонда и соответствующие потери.
Налоговым органом по результатам проверки водный налог исчислен с применением ставки, предусмотренной п. 1 ст. 333.12 Кодекса в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения предприятий, учреждений и организаций, использованной на хозяйственно-бытовые цели.
Между тем, глава 25.2 Кодекса не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб. только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по месту постоянного проживания.
Из оснований налогообложения и порядка исчисления водного налога, предусмотренных ст. 333.8-333.13 Кодекса не следует, что применение указанной налоговой ставки при заборе воды для водоснабжения населения ограничивается водоснабжением жилищного фонда.
Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 1, гл. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2007, ст. 1. гл. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, введенного в действие с 01.01.2007, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 с изменениями от 08.08.2003, 13.02.2006, 23.05.2006 не предусматривают определения такого понятия как водоснабжение населения.
В соответствии с п. 6, 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая отсутствие определения такого понятия как водоснабжение населения в налоговом и водном законодательстве, а также в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения населенных пунктов, и исходя из положений п. 6, 7 ст. 3 Кодекса нельзя признать обоснованным вывод апелляционного суда о том, что спорная ставка водного налога, установленная при заборе воды для водоснабжения населения, подлежит применению только в отношении объемов воды, забранной из водных объектов для водоснабжения жилищного фонда.
Кроме того, условиями лицензий на водопользование, утвержденными лимитами, договорами, заключенными налогоплательщиком с абонентами на отпуск воды, определены цели забора воды для снабжения населения и производственных нужд предприятий, а также определены объемы использования воды для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций.
Превышения установленных лимитов по целевому забору воды из водных объектов налогоплательщиком не допущено.
В силу ст. 333.10, 333.12 применение ставки водного налога поставлено в зависимость от целей забора воды из водного объекта, поскольку объектом налогообложения является объем воды, забранной из водного объекта, и применение ставки водного налога не обусловлено целями и объемами фактически потребленной воды.
При таких обстоятельствах и учитывая специализированный характер деятельности предприятия, осуществляющего водоснабжение населения города Екатеринбурга, следует признать, что порядок исчисления водного налога, применяемый налогоплательщиком, не противоречит требованиям, предусмотренным ст. 333.12, 333.13 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Применение налоговым органом ставки водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые цели, предприятиями, учреждениями и организациями, указанной нормой прямо не предусмотрено.
Основания для принятия оспариваемого решения и доначисления сумм водного налога инспекцией нормативно не мотивированы. Доказательства, свидетельствующие о виновном, противоправном совершении налогового правонарушения, налоговым органом не представлены.
Разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64, основаны на толковании норм Водного кодекса Российской Федерации и понятий, применяемых Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 с изменениями от 08.08.2003, 13.02.2006, 23.05.2006, которые не содержат такого понятия как водоснабжение населения.
Таким образом, исходя из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и норм налогового и водного законодательства, подлежащих применению, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование предприятия о признании недействительным оспариваемого решения инспекции о доначислении водного налога, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
С учетом изложенного, и на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд считает, что постановление апелляционного суда следует отменить, решение Арбитражного суда Свердловской области оставить в силе.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пользу предприятия с инспекции подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 по делу N А60-10394/08 Арбитражного суда Свердловской области отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2008 по данному делу.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") судебные расходы по кассационной жалобе в сумме 1000 ру6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 333.10, 333.12 применение ставки водного налога поставлено в зависимость от целей забора воды из водного объекта, поскольку объектом налогообложения является объем воды, забранной из водного объекта, и применение ставки водного налога не обусловлено целями и объемами фактически потребленной воды.
При таких обстоятельствах и учитывая специализированный характер деятельности предприятия, осуществляющего водоснабжение населения города Екатеринбурга, следует признать, что порядок исчисления водного налога, применяемый налогоплательщиком, не противоречит требованиям, предусмотренным ст. 333.12, 333.13 Кодекса.
...
Разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64, основаны на толковании норм Водного кодекса Российской Федерации и понятий, применяемых Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 с изменениями от 08.08.2003, 13.02.2006, 23.05.2006, которые не содержат такого понятия как водоснабжение населения.
Таким образом, исходя из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и норм налогового и водного законодательства, подлежащих применению, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование предприятия о признании недействительным оспариваемого решения инспекции о доначислении водного налога, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф09-8843/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника