Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8714/08-С1
Дело N А60-7442/08
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2009 г. N 3352/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гудвин-2005" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2008 по делу N А60-7442/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" (далее - финансовое управление) по исполнению требований определения Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2007 по делу N А60-252/2007-С1, об обязании начальника финансового управления Коноваловой Раисы Валентиновны изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение представительного органа г. Алапаевска о бюджете г. Алапаевска на 2008 г. в пределах объема бюджетных ассигнований, если объем исполнения определения арбитражного суда от 31.05.2007 превышает ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели.
Уточнив в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до рассмотрения дела по существу заявленные требования, общество просит признать незаконным бездействие финансового управления по исполнению требований определения Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2007 по делу N А60-252/2007-С1.
Третьи лица: Министерство финансов Свердловской области, администрация муниципального образования "город Алапаевск", муниципальное учреждение "Служба единого заказчика муниципального образования "город Алапаевск".
Решением суда от 10.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, кассационная жалоба общества содержит ходатайство о направлении Федеральным арбитражным судом Уральского округа запроса в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет осуществления проверки конституционности ст. 242.2 Бюджетного кодекса и ее соответствия положениям ст. 10, 19, 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Данное ходатайство в силу ст. 101 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит отклонению.
С аналогичным ходатайством общество обращалось и к апелляционному суду. Ходатайство апелляционным судом отклонено с подробной и обоснованной мотивировкой, соответствующей положениям ст. 36, 84, 85 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и изложенной в постановлении апелляционного суда.
Суд кассационной инстанции согласен с позицией апелляционного суда.
В представленном в Федеральный арбитражный суд Уральского округа отзыве Министерство финансов Свердловской области с доводами кассационной жалобы не согласно, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2007 по делу N А60-252/2007-С1 с муниципального образования "город Алапаевск" за счет казны муниципального образования в пользу общества взысканы 9228641,13 руб. долга и 5 643,21 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Во исполнение определения Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2007 по делу N А60-252/2007-С1 о взыскании с муниципального образования "город Алапаевск" за счет казны муниципального образования в пользу общества 41880,70 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя Арбитражным судом Свердловской области выдан исполнительный лист от 17.07.2007 N 203294.
Руководствуясь п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса, общество с сопроводительным письмом от 03.08.2007 направило указанный исполнительный лист для исполнения в финансовый орган муниципального образования "город Алапаевск" - финансовое управление.
В связи с неисполнением требований исполнительного листа от 17.07.2007 N 203294 в течение более, чем девяти месяцев, общество 10.01.2008 обратилось в финансовое управление с заявлением об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Финансовое управление уведомлением от 23.01.2008 N 52 известило общество о том, что исполнение требований исполнительного документа (исполнительного листа от 17.07.2007 N 203294) невозможно без внесения изменений в решение о бюджете.
Общество 04.02.2008 повторно обратилось в финансовое управление, указав при этом, что с учетом положений ст. 69, ст. 217, ст. 242.2 Бюджетного кодекса показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решением финансового управления без внесения изменений в решение о бюджете в пределах объема бюджетных ассигнований, если объем исполнения определения Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2007 превышает ассигнования, утвержденные бюджетом на эти цели.
Считая указанное бездействие финансового управления по неисполнению в предусмотренный действующим законодательством трехмесячный срок требований исполнительного листа от 17.07.2007 N 203294 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что финансовое управление не допустило незаконного бездействия и не нарушило прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильным, соответствуют положениям ст. 6, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 83, ст. 158, ч. 2 ст. 215.1, п. 1, 4, 5 ст. 217, п. 2, 3 ст. 219.1, п. 3 ст. 239, п. 4, 5, 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса, Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 114н, Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Алапаевск", принятого решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 27.10.2005 N 89, Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Алапаевск", принятого решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 24.01.2008 N 5, Устава муниципального образования "город Алапаевск", принятого решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 04.07.1996 N 43, п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и подтверждаются материалами дела, исследованными судами в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами обоснованно указано, что поскольку сумма взысканий по исполнительному листу от 17.07.2007 N 203294 превысила объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования "город Алапаевск" как на 2007 г., так и на 2008 г., а начальник финансового управления имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись (без внесения изменений в решение о бюджете) в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, то на момент истечения трехмесячного срока, установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса, существовали обстоятельства, объективно не позволившие финансовому управлению своевременно исполнить требования исполнительного листа от 17.07.2007 N 203294.
Судами также правильно отмечено, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление финансовому органу и начальнику финансового управления полномочий на внесение изменений в бюджет муниципального образования.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что финансовым управлением при поступлении исполнительного листа от 17.07.2007 N 203294 с учетом существующей очередности осуществлялись все необходимые действия для его исполнения. В частности, финансовое управление в соответствии с требованиями бюджетного законодательства направило в адрес общества уведомление от 23.01.2008 N 52, обратилось в Думу муниципального образования "город Алапаевск" с целью внести изменения в сводную бюджетную роспись, обращалось к главному распорядителю бюджетных средств муниципального образования "город Алапаевск".
Судами также обоснованно отмечено, что согласно решению Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 24.04.2008 N 2 в решение от 20.12.2007 N 135, утвердившее бюджет муниципального образования "город Алапаевск" на 2008 год, внесены изменения, в частности, размер обязательств муниципального образования "город Алапаевск" увеличен на сумму судебных расходов по делу N А60-252/2007-С1.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что финансовое управление не допустило незаконного бездействия, и, соответственно, не нарушило прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются правомерными.
Суды также правильно отметили, что в данном конкретном случае общество согласно требованиям действующего законодательства не лишено возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа путем предъявления его для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, выводы судов об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных обществом требований являются обоснованными.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционным судом, и им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2008 по делу N А60-7442/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гудвин-2005" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов являются правильным, соответствуют положениям ст. 6, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 83, ст. 158, ч. 2 ст. 215.1, п. 1, 4, 5 ст. 217, п. 2, 3 ст. 219.1, п. 3 ст. 239, п. 4, 5, 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса, Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 114н, Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Алапаевск", принятого решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 27.10.2005 N 89, Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Алапаевск", принятого решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 24.01.2008 N 5, Устава муниципального образования "город Алапаевск", принятого решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 04.07.1996 N 43, п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и подтверждаются материалами дела, исследованными судами в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами обоснованно указано, что поскольку сумма взысканий по исполнительному листу от 17.07.2007 N 203294 превысила объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования "город Алапаевск" как на 2007 г., так и на 2008 г., а начальник финансового управления имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись (без внесения изменений в решение о бюджете) в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, то на момент истечения трехмесячного срока, установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса, существовали обстоятельства, объективно не позволившие финансовому управлению своевременно исполнить требования исполнительного листа от 17.07.2007 N 203294."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8714/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника