Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 ноября 2008 г. N Ф09-8922/08-С6
Дело N А34-7506/2007
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2009 г. N 679/09
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N 679/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2009 г. N 679/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2008 по делу N А34-7506/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 27.11.2008, был объявлен перерыв до 15 час. 20 мин. 28.11.2008. После окончания перерыва судебное заседание продолжено при отсутствии лиц, участвующих в деле.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области (далее - территориальное управление; в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к администрации г. Кургана о признании права федеральной собственности на здание "Дом декабриста А.Е. Розена", расположенное по адресу: г. Курган, ул. Советская, 67, и признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Курганская городская Дума, государственное учреждение "Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области", Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области (далее - регистрационная служба), муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Кургана "Детская школа искусств N 1", Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Правительство Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец изменил предмет исковых требований: просил признать за ним право собственности на указанный выше объект, а также признать недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на него.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.06.2008 (резолютивная часть от 29.05.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 решение суда отменено на основании п. 5 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 (резолютивная часть от 01.09.2008) в удовлетворении исковых требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области просит постановление суда апелляционной инстанции от 04.09.2008 отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств дела, несоответствие выводов суда положениям ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", нарушение требований ч. 1 ст. 168, ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, здание общей площадью 1397, 7 кв.м "Дом декабриста А.Е. Розена", расположенное по адресу: г. Курган, ул. Советская, 67, литеры А-А1, является памятником культуры республиканского значения, что подтверждается Приложением 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названном постановлении приложение 1 отсутствует
В настоящее время в указанном здании расположено муниципальное учреждение "Детская школа искусств N 1".
Решением Курганского городского совета народных депутатов от 05.08.1993 N 239 здание включено в перечень нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности.
Государственная регистрация права собственности муниципального образования г. Курган произведена 13.09.2006, регистрационной службой в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации N 45-45-01/077/2006-494.
Полагая, что здание является федеральной собственностью, истец обратился в суд с настоящим иском.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, как особым видом недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 48 данного закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 2 указанного закона оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27.12.1991 и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном п. 2 ст. 63 названного закона, а именно Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27.12.1991, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (п. 6 ст. 2 Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Материалами дела подтверждено, что предложение муниципального образования "Город Курган" по включению в перечень объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления муниципальным образованием установленных федеральными законами полномочий (с 1973 г. в здании расположена детская школа искусств), содержащее указание на спорный объект, направлено в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом 13.07.2007 (письмо N 1 5/159), в установленный законом срок (до 01.12.2007) получено третьим лицом, после чего направлено на согласование в Министерство культуры Российской Федерации, то есть муниципальным образованием "Город Курган" совершены действия, направленные на соблюдение порядка, установленного п. 2 ст. 63 указанного выше закона.
В силу абз. 7, 10 п. 2 ст. 63 названного закона в случае, если право собственности на объект культурного наследия было зарегистрировано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием до 01.01.2007, то если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования сохраняется, перерегистрация указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. До утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов, в отношении которых от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в срок до 01.12.2007 поступили предложения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, отчуждение указанных объектов, а также включение их в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности, не допускается.
Согласно п. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Поскольку действиями по осуществлению регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, произведенными в соответствии с требованиями законодательства, права Российской Федерации нарушены не были, у территориального управления отсутствовало право на подачу настоящего иска, отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований следует признать правомерным.
Выводы суда о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку между муниципальным образованием "Город Курган" и Российской Федерацией возникли обязательственные, а не имущественные отношения и их неисполнение является основанием для предъявления иска обязательственного, а не имущественного характера, являются ошибочными, однако данные выводы не привели к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в силу изложенного выше.
При названных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу N А34-7506/07 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абз. 7, 10 п. 2 ст. 63 названного закона в случае, если право собственности на объект культурного наследия было зарегистрировано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием до 01.01.2007, то если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования сохраняется, перерегистрация указанного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. До утверждения Правительством Российской Федерации перечней объектов, в отношении которых от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в срок до 01.12.2007 поступили предложения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, отчуждение указанных объектов, а также включение их в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности, не допускается."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2008 г. N Ф09-8922/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника