Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8999/08-С1
Дело N А76-4892/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "ГАРАНТ" (далее - общество "ГАРАНТ") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2008 по делу N А76-4892/08.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ГАРАНТ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Златоустовского городского округа (далее - администрация) в лице комиссии по землеотводам от 27.12.2007 (п. 16.4 протокола от 27.12.2007 N 14) в части отказа обществу "ГАРАНТ" в отводе земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра; о признании незаконным бездействия администрации в лице комиссии по землеотводам, муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - муниципальное учреждение), выразившегося в не совершении предусмотренных законом действий по организации и проведению торгов на предоставление земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра; а также об обязании администрации и муниципального учреждения провести торги на право аренды земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Тибет" (далее - общество "Тибет").
Решением суда от 22.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ГАРАНТ" просит указанный судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области в ином составе судей, ссылаясь на неправильное применение судом положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы Златоустовского городского округа от 06.04.2007 N 605-р "О заключении договора аренды земельного участка" предписано заключить с обществом "Тибет" договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 74: 25: 03 050 23: 0003 площадью 5289 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для строительства АЗС и поста автотехконтроля на срок до 31.12.2008. (л.д. 63).
На основании указанного распоряжения от 06.04.2007 N 605-р между муниципальным учреждением и обществом "Тибет" заключен договор аренды земли от 16.04.2007 N 4950 на срок до 31.12.2008.
Общество "Тибет" с целью построить иной объект недвижимости 23.07.2007 обратилось к главе администрации г. Златоуста с просьбой разрешить на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером 74: 25: 03 050 23: 0003, расположенном по адресному ориентиру: Челябинская область, г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", проектирование и строительство торгово-сервисного центра.
В газете "Златоустовский рабочий" 01.12.2007 были опубликованы результаты рассмотрения заявок на предоставление земельных участков, рассмотренных на заседании комиссии по землеотводам 07.09.2007, в частности, результаты рассмотрения заявки общества "Тибет", согласно которым комиссия по землеотводам не возражает в изменении целевого назначения земельного участка площадью 5289 кв.м с кадастровым номером 74: 25: 03 050 23: 0003, расположенного по адресу: г. Златоуст, пр. 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра, при условии согласования с Территориальным отделом Роспотребнадзора в г. Златоусте и Кусинском районе (п. 16 протокола заседания комиссии по землеотводам от 07.09.2007 N 10).
Общество "ГАРАНТ" 13.12.2007 направило в адрес главы Златоустовского городского округа заявление, в котором выразило свое желание приобрести право на отводимый по заявке общества "Тибет" земельный участок и просило отвести обществу "ГАРАНТ" земельный участок примерной площадью 5289 кв.м с кадастровым номером 74: 25: 03 050 23: 0003, находящийся по адресу: г. Златоуст, пр. 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра.
В газете "Златоустовский рабочий" 16.03.2008 были опубликованы результаты рассмотрения заявок на предоставление земельных участков, рассмотренных на заседании комиссии по землеотводам 27.12.2007, в частности, результаты рассмотрения заявки общества "ГАРАНТ", согласно которым обществу "ГАРАНТ" отказано в отводе земельного участка ввиду его обременения обществом "Тибет" (п. 16.4 протокола заседании комиссии по землеотводам от 27.12.2007 N 14).
Считая решение администрации в лице комиссии по землеотводам от 27.12.2007 (п. 16.4 протокола от 27.12.2007 N 14) в части отказа обществу "ГАРАНТ" в отводе земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра и бездействие администрации в лице комиссии по землеотводам, муниципального учреждения, выразившееся в не совершении предусмотренных законом действий по организации и проведению торгов на предоставление земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра незаконными, общество "ГАРАНТ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество "ГАРАНТ" просит обязать администрацию и муниципальное учреждение провести торги на право аренды земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства, отсутствия в действиях администрации и муниципального учреждения незаконного бездействия, а также отсутствия в связи с этим предусмотренных действующим законодательством оснований для обязания администрации и муниципального учреждения совершить определенные действия.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса в совокупности с положениями ст. 11 названного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Положениями Земельного кодекса не предусмотрена возможность принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся, в том числе и в муниципальной собственности, любыми иными органами и организациями.
Из содержания п. 11 ст. 22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 N 171-30 "О земельных отношениях" следует, что к компетенции органов местного самоуправления относятся, в частности, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Правильно применив положения Устава Златоустовского городского округа, принятого решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 23.06.2005 N 10-ЗГО, Положения "О комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования (комиссии по землеотводам)", утвержденного решением Златоустовского городского Собрания депутатов Челябинской области от 20.03.2003 N 495, суд пришел к обоснованному выводу о том, что комиссия по землеотводам не входит в структуру органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, оформленное в качестве протокола решение комиссии по землеотводам не является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку является процедурно-промежуточным заключением, которое не устанавливает и не прекращает прав и обязанностей для третьих лиц, а носит рекомендательный характер для администрации при последующем принятии решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда о том, что, поскольку администрация решение об отказе в предоставлении обществу "ГАРАНТ" земельного участка не принимала и не может отвечать за решения органа, созданного другим органом местного самоуправления и не входящего в структуру администрации, предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным решения администрации в лице комиссии по землеотводам от 27.12.2007 (п. 16.4 протокола от 27.12.2007 N 14) в части отказа обществу "ГАРАНТ" в отводе земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра, не имеется.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса.
В силу положений п. 8 ст. 30 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 2 ст. 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 названной статьи.
Из содержания п. 4 ст. 30 Земельного кодекса следует, что перед принятием решения органа местного самоуправления о проведении торгов, земельный участок должен быть сформирован (установлены границы участка на местности и т.д.). В соответствии с п. 1 ст. 38 Земельного кодекса предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 названного Кодекса земельный участок с установленными границами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в данном случае спорный земельный участок площадью 5289 кв.м, расположенный по адресу: г. Златоуст, пр. 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", передан обществу "Тибет" путем заключения договора аренды.
Суд с учетом положений ч. 2 ст. 209, ч. 2 ст. 212, ч. 1, 2 ст. 215, ст. 264, ч. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 22 Земельного кодекса, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае администрация при предоставлении обществу "Тибет" в аренду спорного земельного участка на срок до 31.12.2008 действовала в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии незаконного бездействия администрации в лице комиссии по землеотводам, муниципального учреждения, выразившегося, по мнению общества "ГАРАНТ", в не совершении предусмотренных законом действий по организации и проведению торгов на предоставление земельного участка площадью 5289 кв.м, расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра.
При этом суд также правомерно отметил, что требования действующего законодательства не предусматривают обязанность органа местного самоуправления в случае поступлении заявки на предоставление земельного участка проводить в отношении последнего торги при наличии заключенного с иным лицом действующего договора аренды спорного земельного участка.
Следовательно, вывод суда об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным обжалуемого бездействия администрации и муниципального учреждения является обоснованным.
Судом также обоснованно не установлено в данном конкретном случае нарушений прав и охраняемых законом интересов общества "ГАРАНТ" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правильно применив положения ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно отметил, что поскольку оспариваемые решение администрации, бездействие администрации и муниципального учреждения соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы общества, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для обязания администрации и муниципального учреждения провести торги на право аренды земельного участка площадью 5289 кв.м., расположенного по адресу: г. Златоуст, проспект 30-летия Победы, южнее АЗС "Лукойл", для проектирования и строительства торгово-сервисного центра, является законным и обоснованным.
Ссылка общества "ГАРАНТ", изложенная в кассационной жалобе, на нарушение судом п. 9 ст. 30 Земельного кодекса, поскольку, по мнению общества "ГАРАНТ", оно лишено возможности обжаловать отказ в предоставлении земельного участка, подлежит отклонению. В силу положений п. 9 ст. 30 Земельного кодекса обжаловано может быть решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, принятое исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса. По заявке общества "ГАРАНТ" уполномоченный орган (администрация) отказа не принимал, бездействие органа местного самоуправления (администрации) обществом "ГАРАНТ" не обжаловалось. Решение комиссии по землеотводам в силу изложенного выше таким отказом не является.
Иные доводы общества "ГАРАНТ", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положения ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2008 по делу N А76-4892/08 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро "ГАРАНТ" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд с учетом положений ч. 2 ст. 209, ч. 2 ст. 212, ч. 1, 2 ст. 215, ст. 264, ч. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 22 Земельного кодекса, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае администрация при предоставлении обществу "Тибет" в аренду спорного земельного участка на срок до 31.12.2008 действовала в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
...
Ссылка общества "ГАРАНТ", изложенная в кассационной жалобе, на нарушение судом п. 9 ст. 30 Земельного кодекса, поскольку, по мнению общества "ГАРАНТ", оно лишено возможности обжаловать отказ в предоставлении земельного участка, подлежит отклонению. В силу положений п. 9 ст. 30 Земельного кодекса обжаловано может быть решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, принятое исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, предусмотренным ст. 29 Земельного кодекса. По заявке общества "ГАРАНТ" уполномоченный орган (администрация) отказа не принимал, бездействие органа местного самоуправления (администрации) обществом "ГАРАНТ" не обжаловалось. Решение комиссии по землеотводам в силу изложенного выше таким отказом не является."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф09-8999/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника