Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 декабря 2008 г. N Ф09-9084/08-С3
Дело N А60-13172/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Уральский завод транспортного машиностроения" (далее - предприятие, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2008 по делу N А60-13172/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Труфанов А.Н. (доверенность от 19.06.2008 б/н);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Вериго Ю.В. (доверенность от 01.12.2008 N 04-10), Абдулгалимова Т.М. (доверенность от 01.12.2008 N 04-10), Шугар А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 04-10/21).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 80864812 руб. по состоянию на 01.01.2005 и соответствующим пеням, начисленным по состоянию на 10.04.2008.
Решением суда от 29.07.2008 в удовлетворении требований предприятию отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм законодательства, устанавливающих и регулирующих порядок реструктуризации задолженности предприятия по налоговым платежам перед федеральным бюджетом, указывая на то, что налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и зачисляется в федеральный бюджет. При этом, по мнению предприятия, достаточным основанием для проведения реструктуризации по налогу на доходы физических лиц является постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 259, в соответствии с которым задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 80864812 руб. входит в общую сумму подлежащей реструктуризации недоимки по налогам перед федеральным бюджетом -217760630 руб.
В отзыве на кассационную жалобу, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит оставить судебные акты без изменения, указывая на то, что зачисление налога на доходы физических лиц, являющегося федеральным налогом, производится в региональный и местные бюджеты, следовательно, задолженность по налогу на доходы физических лиц и пеням не может быть реструктуризирована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 259 без согласования с органами, уполномоченными принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-Р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций" является стратегическим предприятием.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 N 646-40 предприятие обратилось в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации с заявлением от 22.05.2007 N 614/05-15 о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по налогам, пеням и штрафам, в том числе недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 80864812 руб., пеням в сумме 23590603 руб. по состоянию на 01.01.2005.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.04.2008 N 259 "О реструктуризации задолженности Федерального государственного унитарного предприятия "Уралтрансмаш" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", которым предусмотрено проведение реструктуризации в части задолженности по налогам перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.01.2005 и в части задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
Налоговым органом вынесено решение от 15.05.2008 N 1, которым утверждены графики погашения задолженности по налогам перед федеральным бюджетом в сумме 115595301 руб. за период со II квартала 2008 г. по IV квартал 2014 года, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в сумме 111047972 руб. за период с I квартала 2014 по IV квартал 2015 года.
Предприятие обратилось в налоговый орган с письмом от 05.05.2008 N 622/АУ/15 о включении в состав реструктуризируемой задолженности недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 80864812 руб., образовавшейся в период до 01.01.2005.
Письмом от 21.05.2008 N 66-22/4362 инспекция отказала в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц в связи с тем, что согласно ст. 56, 61, 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на доходы физических лиц зачисляется в региональный и местный бюджеты, следовательно, имеющаяся задолженность по налогу на доходы физических лиц не может быть реструктуризирована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 259.
Считая действия инспекции, выразившиеся в отказе в реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц и соответствующим пеням, незаконными, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая предприятию в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия согласования с исполнительными органами субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, необходимого в соответствии со ст. 56, 61, 61.1 Кодекса для проведения реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также из того, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 259 реструктуризации подлежит задолженность предприятия только перед федеральным бюджетом, налог на доходы физических лиц в доход федерального бюджета не зачисляется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 N 646-40 определен порядок реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса, исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в Перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам и сборам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
В силу п. 1, 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, проводится в части задолженности по налогам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом на основании решения о реструктуризации, принятого Правительством Российской Федерации. Реструктуризации подлежит недоимка по состоянию на 01.01.2005, а по начисленным пеням и штрафам - на дату принятия решения о реструктуризации.
Согласно п. 12 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2008 году мероприятия по реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, являющихся исполнителями работ по государственному заказу, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
Однако в соответствии с положениями ст. 50, 56, 61, 61.1 Кодекса налог на доходы физических лиц доходы федерального бюджета не формирует.
В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежит зачислению, в том числе, налог на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов (п. 2 ст. 56 Кодекса), в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (п. 2 ст. 61 Кодекса), в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20 процентов (п. 2 ст. 61.1 Кодекса).
На основании подп. 1 п. 1 ст. 63 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, является по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, за исключением случаев, предусмотренных подп. 3-5 указанного пункта и п. 2 данной статьи.
Согласно п. 2 ст. 63 Налогового кодекса Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного данным постановлением.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" следует, что в случае подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований к заявлению прилагается ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет.
Таким образом, реструктуризация задолженности по налогу на доходы физических лиц, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, может быть осуществлена на основании решения соответствующей налоговой инспекции при наличии представленных предприятием документов о согласовании исполнительными органами субъекта Российской Федерации и муниципальных образований решения и графиков реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед бюджетами соответствующих уровней.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 259 решением инспекции от 15.05.2008 N 1 утверждены графики погашения реструктуризированной задолженности по налогам, пеням, штрафам перед федеральным бюджетом.
Поскольку налог на доходы физических лиц не зачисляется в федеральный бюджет, решения уполномоченными органами о реструктуризации недоимки по налогу на доходы физических лиц не приняты, постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 N 259 не содержит конкретного указания на реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 80 864 812 руб., согласования с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и муниципального образования о реструктуризации задолженности по налогу на доходы физических лиц не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ в проведении реструктуризации по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, без согласования с исполнительными органами субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в распоряжение которых поступают данные средства, не противоречит закону и не нарушает баланса частных и публичных интересов.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2008 по делу N А60-13172/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Уральский завод транспортного машиностроения" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного данным постановлением.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" следует, что в случае подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований к заявлению прилагается ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2008 г. N Ф09-9084/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника