Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 декабря 2008 г. N Ф09-9139/08-С6
Дело N А60-9663/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сухой Лог (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2008 по делу N А60-9663/2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Неустроева Ирина Александровна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации в оформлении в собственность заявителя земельного участка, расположенного по адресу: г. Сухой Лог, ул. Кирова, 24, а также признании недействительным постановления главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 N 1021-ПГ "О резервировании земельных участков для нужд муниципального жилищного строительства в городе Сухой Лог".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2008заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ администрации в оформлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Сухой Лог, ул. Кирова, 24 а. Признан недействительным п. 3 ч. 1 постановления главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 "О резервировании земельных участков для нужд муниципального жилищного строительства в городе Сухой Лог". На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом положений, установленных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, администрация указывает на пропуск заявителем срока, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, предприниматель Неустроева И.А. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Сухой Лог, ул. Кирова, 24а.
Земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества, передан предпринимателю Неустроевой И.А. в аренду по договору от 20.01.2000 N 0391, заключенному с администрацией.
Предприниматель Неустроева И.А. 07.02.2008 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей в соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка, расположенного по указанному выше адресу.
Письмом от 24.03.2008 N 137 администрация сообщила предпринимателю Неустроевой И.А. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что данный земельный участок зарезервирован для нужд муниципального жилищного строительства постановлением главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 N 1021-ПГ.
Полагая, что отказ в выкупе спорного земельного участка является незаконным, постановление главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 N 1021-ПГ "О резервировании земельных участков для нужд муниципального жилищного строительства в городе Сухой Лог" является недействительным, предприниматель Неустроева И.А. обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, а также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 названного Кодекса).
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), а также земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 70.1 названного Кодекса).
Кроме того, основания резервирования земель предусмотрены положениями ст. 86, 90, 95 указанного Кодекса.
В силу п. 2 ст. 86 Земельного кодекса Российской Федерации в пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
В соответствии с п. 7 ст. 90 названного Кодекса в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Однако доказательств резервирования спорного земельного участка постановлением главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 N 1021-ПГ для нужд муниципального жилищного строительства по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации либо иными Федеральными законами, администрацией суду не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что п. 3 ч. 1 оспариваемого постановления в части резервирования земельного участка, расположенного по адресу: г. Сухой Лог, ул. Кирова, 24а, противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права предпринимателя Неустроевой И.А., в связи с чем суд, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал постановление главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 недействительным, а отказ администрации в предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность - незаконным.
Данные выводы суда являются правильными. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Между тем в материалах дела доказательства, подтверждающие планируемое размещение на спорном земельном участке иных объектов, отсутствуют.
При таких обстоятельствах нарушений судом первой инстанции положений, установленных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также норм процессуального законодательства судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2008 по делу N А60-9663/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Сухой Лог - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 7 ст. 90 названного Кодекса в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Однако доказательств резервирования спорного земельного участка постановлением главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 N 1021-ПГ для нужд муниципального жилищного строительства по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации либо иными Федеральными законами, администрацией суду не представлено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что п. 3 ч. 1 оспариваемого постановления в части резервирования земельного участка, расположенного по адресу: г. Сухой Лог, ул. Кирова, 24а, противоречит требованиям земельного законодательства и нарушает права предпринимателя Неустроевой И.А., в связи с чем суд, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал постановление главы городского округа Сухой Лог от 20.07.2007 недействительным, а отказ администрации в предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность - незаконным.
Данные выводы суда являются правильными. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Между тем в материалах дела доказательства, подтверждающие планируемое размещение на спорном земельном участке иных объектов, отсутствуют.
При таких обстоятельствах нарушений судом первой инстанции положений, установленных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, подп. 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также норм процессуального законодательства судом кассационной инстанции не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф09-9139/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника