Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9636/08-С1
Дело N А07-6950/08
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу главы администрации городского округа г. Уфа (далее - глава администрации) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2008 по делу N А07-6950/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "МегаполисИнвест" (далее - общество) - Кулешова Е.В. (доверенность от 10.01.2008).
Представитель администрации городского округа г. Уфа (далее - администрация) Барашева СР., прибывшая в судебное заседание, к участию не допущена, поскольку срок представленной в обоснование полномочий на право представлять интересы администрации доверенность от 21.12.2007 на момент рассмотрения дела судом кассационной инстанции истек.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе рассмотреть на Межведомственной комиссии вопрос о признании помещений, расположенных в здании по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 4а, непригодными для проживания и расселения проживающих граждан и обязать администрацию рассмотреть на заседании Межведомственной комиссии вопрос о признании указанного здания непригодным для проживания.
Решением суда от 04.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, глава администрации просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение), а также на неполное исследование судами обстоятельств дела.
Общество в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласно, решение и постановление считает законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию с просьбой рассмотреть на Межведомственной комиссии вопрос о признании помещений, расположенных в здании по адресу: Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 4а, непригодными для проживания и расселения проживающих граждан.
Администрация в письме от 10.04.2008 N 12978ж-1 сообщила заявителю, что указанное здание к категории жилищного фонда не относится, в связи с чем не может быть предметом обследования Межведомственной комиссии.
Не согласившись с данным ответом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что, поскольку спорные помещения названного здания уполномоченным органом из категории жилых в категорию нежилых в установленном законом порядке не переводились, вопрос о признании их непригодными для проживания должен быть рассмотрен на Межведомственной комиссии.
Выводы судов являются правильными и основаны на материалах дела.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.
Из данной нормы следует, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением.
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В силу п. 7 Положения следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Из содержания названной нормы, п. 8 Положения и приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 следует, что вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан муниципального и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
В соответствии с абз. 4 п. 7 Положения в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Судами установлено, что общество является собственником трехэтажного здания, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 4а. Данное здание было получено обществом от общества с ограниченной ответственностью "Контур" в качестве вклада в его уставный капитал по акту приема-передачи от 16.04.2007.
Указанное здание было построено и введено в эксплуатацию 29.12.1972 государственным предприятием "Уфимский мясоконсервный комбинат" как нежилое строение - комбинат бытового обслуживания.
В результате переоборудования помещений в данном здании оно стало использоваться для проживания работников названного предприятия.
На основании акта от 21.11.1974 спорное здание было введено в эксплуатацию в качестве молодежного общежития.
В план приватизации здание было включено как "комбинат бытового обслуживания: жилые и нежилые помещения общежития - второй и третий этажи (общая площадь 1151,5 кв.м); нежилые помещения первого этажа, в том числе химчистка, почта и подвал (общая площадь 625,7 кв.м), ул. Трамвайная, д. 4а".
Впоследствии помещения, расположенные в данном здании, за исключением помещений третьего этажа, где проживают жильцы, были переоборудованы.
Из письма государственного унитарного предприятия "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" от 27.12.2006 N 1027-07 в реестре жилищного фонда за N 118 объект, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 4а, учтен как здание с жилыми помещениями, в котором к жилому фонду относятся часть помещений второго этажа площадью 36,7 кв.м. и помещений третьего этажа площадью 539,7 кв.м по фактическому использованию, остальные помещения площадью 1197,4 кв.м, в том числе первый этаж и подвал, отнесены к нежилым помещения и в жилищный фонд не включены.
Аналогичные данные отражены в техническом паспорте здания, выданном государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" 12.10.2005.
Судами установлено, что на момент рассмотрения данного спора в названном здании проживают люди. Указанный факт подтвержден данными о прописке и регистрационными карточками.
Однако из технического паспорта, полученного обществом 01.06.2007 на спорное здание, следует, что спорное здание является нежилым отдельно стоящим 3-этажным зданием. Такие же данные отражены и в свидетельстве о государственной регистрации права от 21.09.2007 на административное здание, нежилое, общей площадью 1777,50 кв.м.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего перевода жилого здания общежития или части его помещений в нежилые в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что вопрос о признании спорных помещений непригодными для проживания должен быть рассмотрен Межведомственной комиссией.
При таких обстоятельствах довод, изложенный в кассационной жалобе, о том, что действие Положения не распространяется на спорное здание, отклоняется судом кассационной инстанции.
Обстоятельства дела всесторонне и полно исследованы судами, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения спора по существу, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.07.2008 по делу N А07-6950/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации городского округа г. Уфа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7 Положения следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Из содержания названной нормы, п. 8 Положения и приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 следует, что вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан муниципального и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
В соответствии с абз. 4 п. 7 Положения в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9636/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника