Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 января 2009 г. N Ф09-10415/08-С4
Дело N А47-1741 /2008АК-32
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2009 г. N 4821/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. N 4821/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области на определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 о прекращении производства по апелляционной жалобе по делу N А47-1741/2008АК-32 по заявлению закрытого акционерного общества "ВТЭЛП-ОРМЕТО" (далее - общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску, о признании недействительным решения от 23.01.2008.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Юдин В.В. (доверенность от 11.01.2009 N 04-21).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области от 23.01.2008 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Определением суда от 16.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орску.
Решением суда от 12.08.2008 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области от 23.01.2008 признано недействительным, суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 производство по апелляционной жалобе прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду ликвидации общества.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области просит определение суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы процессуального права - ст. 4, 41, п. 1 ст. 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку исполнение решения суда первой инстанции, которое в силу ст. 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит немедленному исполнению, не лишает лиц, участвующих в деле, права на его обжалование и не может препятствовать рассмотрению дела в апелляционной инстанции по существу.
Как видно из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 12.08.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области в Единый государственный реестр юридических лиц 03.09.2008 внесена запись о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, что подтверждено свидетельством серии 56 N 003005213.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив, что на момент подачи апелляционной жалобы ликвидация общества была завершена, суд апелляционной инстанции применительно к п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по апелляционной жалобе.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, о том, что ликвидация общества не является основанием для прекращения производства по апелляционной жалобе, не принимаются.
Поскольку ликвидация заявителя по делу является обстоятельством, не позволяющим продолжить производство по делу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно прекратил производство по апелляционной жалобе.
Вывод суда апелляционной инстанции соответствует действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного определение суда апелляционной инстанции является законным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А47-1741/2008АК-32 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2009 г. N Ф09-10415/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника