Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 января 2009 г. N Ф09-10526/08-С2
Дело N А50-5969/08
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского" (далее - предприятие, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.08.2008 по делу N А50-5969/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия - Шепелев В.В. (по доверенности от 12.01.2009)
Представители Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с предприятия 8648433 руб. 22 коп., задолженности по страховым взносам за период 4 квартал 2005 - 1 полугодие 2007 и соответствующие пени.
Решением суда от 07.08.2008 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заявитель просит указанные судебные акты отменить в части взыскания с него пеней на задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2005 г. по уточненной декларации в сумме 155 610 руб. 81 коп. начисленных за период с 21.08.2007 по 23.11.2007, ссылаясь на неприменение судом положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве), а также Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06 2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а так же санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума N 29, 25).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Пермской области от 05.12.2005 принято заявление о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Пермской области от 10.03.2006 по делу N А50-43610/2005-Б в отношении предприятия с 31.10.2006 введена процедура внешнего управления.
В ходе проверки управлением установлено наличие задолженности у предприятия по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2007 г. в сумме 7168463 руб. (6705121 руб. на выплату страховой части трудовой пенсии и 463342 руб. на выплату накопительной части трудовой пенсии). На указанную сумму недоимки предприятию начислены пени в сумме 516707 руб. 18 коп. Кроме того, инспекцией начислены пени на недоимку по страховым взносам за 4 квартал 2005 г., 2006 г. в сумме 965650 руб. 17 коп., начисленных за период с 21.08.2007 по 23.11.2007.
03.12.2007 управлением выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в срок 14.12.2007, которое не исполнено.
Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, управлением принято решение от 09.01.2008 о взыскании недоимки, пеней и штрафов и обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии у предприятия задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в заявленной сумме, а также правомерности начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Однако в обжалуемой налогоплательщиком части судебных актов судами не были учтены следующие положения закона и разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве) установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 29 Постановления Пленума N 25 требования об уплате пеней, начисленных в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 3 Постановления Пленума N 29 установлено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, который согласно п. 2 ст. 14 этого же Закона обязан полностью и своевременно уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абз. 5 ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
При применении положений п. 1 ст. 5 Закона и решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации судам необходимо учесть, что расчетный период по уплате страховых взносов (календарный год) состоит из отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год).
В силу ст. 23, 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприятие обязано ежемесячно уплачивать авансовые платежи по страховым взносам, а по итогам отчетного периода рассчитывать разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание расчетного периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате страховых взносов, исчисленных по итогам расчетного периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего (п. 9 Постановления Пленума N 25).
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве), так как основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Из материалов дела следует, что управлением заявлено требование о взыскании с предприятия пеней на задолженность по страховым взносам за IV квартал 2005 г. (то есть в налоговый период, включающей в себя отчетные периоды и сроки уплаты соответствующих авансовых платежей).
Между тем суд, установив при рассмотрении дела факт того, что заявление о несостоятельности принято судом после наступления указанных выше обстоятельств, не применил приведенные выше нормы законодательства о банкротстве, в связи с чем не дал надлежащей квалификации указанной задолженности предприятия, тогда как такая квалификация имеет существенное значение для разрешения данного спора.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт в части взыскания с предприятия пеней по страховым взносам за IV квартал 2005 г. подлежит отмене, дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
При новом рассмотрении суду необходимо установить и исследовать все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного спора, и дать им правовую оценку. Кроме этого проверить соблюдение уполномоченным органом предельных сроков для предъявления к взысканию в судебном порядке недоимки по страховым взносам и пени.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.08.2008 по делу N А50-5969/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по тому же делу отменить в части взыскания с Федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского" пени в сумме 155610 руб. 81 коп.
В указанной части дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание расчетного периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате страховых взносов, исчисленных по итогам расчетного периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего (п. 9 Постановления Пленума N 25).
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве), так как основное требование об уплате недоимки не является текущим."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 января 2009 г. N Ф09-10526/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника