Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 января 2009 г. N Ф09-10531/08-С2
Дело N А07-9726/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Бадертдинова В.Р. (далее - судебный пристав-исполнитель, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2008 по делу N А07-9726/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, фонд) - Макеев М.В. (доверенность от 11.12.2008).
Судебный пристав-исполнитель или его представители в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании действий заинтересованного лица, выразившихся в направлении требования от 06.06.2008 N 21451/25, предписывающего обеспечить явку представителя фонда к 09:00 часам 16.06.2008 по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Нефтяников, д.25 "А", для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда Республики Башкортостан от 15.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции указал на необоснованность указанных действий судебного пристава-исполнителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, заинтересованное лицо просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению судебного пристава-исполнителя, направленное заявителю требование не является ненормативным правовым актом и не затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела в требовании от 06.06.2008 N 21451/25 судебный пристав-исполнитель указывает, что в адрес фонда 05.05.2008 был направлен запрос о предоставлении сведений о месте работы должников, а также был установлен семидневный срок на предоставление информации по указанному запросу.
Запрос от 05.05.2008 (исх.N 15881/25) N 25/8420/162/8/2008 поступил заявителю 06.05.2008 посредством факсимильной связи, подлинник запроса не получен фондом на момент рассмотрения дела судом.
Согласно статье 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Но только в том случае если требования законны и не противоречат федеральному законодательству. В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право запрашивать необходимые "сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, но согласно статье 4 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется в соответствии с принципом законности, таким образом, и запрос судебного пристава-исполнителя и порядок получения им сведений по запросу, должен соответствовать федеральному законодательству.
Согласно пункту 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются, как оригинальные только в том случае если это прямо установлено федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.
Действующим законодательством не предусмотрено, что запрос судебного пристава-исполнителя, направленный посредством факсимильной связи, обладает свойствами оригинального документа (запроса).
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 определено, что Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Положения о Федеральной службе судебных приставов (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316) Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) в своей деятельности руководствуется актами Минюста России.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации 16.11.2007 N 220 "Об утверждении инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации" в связи изменениями в законодательстве и нормативных правовых актах, регулирующих делопроизводство государственных органов и необходимостью приведения процедур документирования и документооборота в Министерстве юстиции Российской Федерации в соответствие с указанными изменениями утверждена Инструкция по делопроизводству в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Согласно пункту 75 указанной Инструкции передаваемая и принимаемая по факсимильной связи служебная информация не может быть использована в качестве официального документа.
В соответствии с Приказом Федеральной службы судебных приставов от 27.12.2006 N 179 "Об утверждении и введении в действие инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов. Согласно пункту 5.5.3.5 указанной Инструкции передаваемая и принимаемая по факсимильной связи служебная информация не считается официальным документом и подлежит обязательному дублированию досылкой подлинника документа на бумажном носителе тому же адресату почтовой или фельдъегерской связью.
Таким образом, федеральным законодательством и внутренними локальными актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов установлено, что передаваемая и принимаемая по факсимильной связи служебная информация не считается официальным документом.
Федеральным законодательством России установлен особый правовой режим оборота персональных данных.
Федеральным законом от 19.12.2005 N 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. (далее - Конвенция). Согласно статье 7 Конвенции для защиты персональных данных, хранящихся в автоматизированных базах данных, принимаются надлежащие меры безопасности, направленные на предотвращение их случайного или несанкционированного уничтожения или случайной потери, а также на предотвращение несанкционированного доступа, их изменения или распространения таких данных.
Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что к сведениям конфиденциального характера относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ) персональные данные это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что является обязательным, соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации, а также соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа. Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 N 781 утверждено Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - Положение). Согласно пункту 7 Положения: обмен персональными данными при их обработке в информационных системах осуществляется по каналам связи, защита которых обеспечивается путем реализации соответствующих организационных мер и (или) путем применения технических средств. В соответствии с пунктом 11 Положения, при обработке персональных данных в информационной системе должно быть обеспечено: проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным и (или) передачи их лицам, не имеющим права доступа к такой информации, а так же постоянный контроль, за обеспечением уровня защищенности персональных данных.
С учетом изложенного, требование судебного пристава-исполнителя, направленное посредством факсимильной связи без отправки оригинала такого требования фондом не исполнено обоснованно.
Действия судебного пристава-исполнителя являются не соответствующими действующему законодательству и затрагивают права заявителя, поскольку он принял меры, направленные на привлечение заявителя к административной ответственности, обосновывая привлечение к административной ответственности неисполнением факсимильного запроса, который не является официальным документом, а также содержит требования, противоречащие законодательству о защите персональных данных конфиденциального характера.
Принимая во внимание изложенное, выводы судов о том, что требование судебного пристава-исполнителя об обеспечении явки представителя фонда незаконно являются правильными.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции доводы заинтересованного лица отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.08.2008 по делу N А07-9726/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Бадертдинова В.Р. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что является обязательным, соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации, а также соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа. Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, нарушение требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 N 781 утверждено Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - Положение). Согласно пункту 7 Положения: обмен персональными данными при их обработке в информационных системах осуществляется по каналам связи, защита которых обеспечивается путем реализации соответствующих организационных мер и (или) путем применения технических средств. В соответствии с пунктом 11 Положения, при обработке персональных данных в информационной системе должно быть обеспечено: проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным и (или) передачи их лицам, не имеющим права доступа к такой информации, а так же постоянный контроль, за обеспечением уровня защищенности персональных данных."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 января 2009 г. N Ф09-10531/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника