Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 февраля 2009 г. N Ф09-562/09-С2
Дело N A76-9327/2008-40-196
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2009 г. N 7330/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Миасского филиала N 7 (далее -учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2008 по делу N А76-9327/2008-40-196 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Тургоякское рудоуправление" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 08.05.2008 N 19/16 о непринятии к зачету расходов по санаторно-курортному лечению детей, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога по обязательному социальному страхованию в сумме 12075 руб.
Решением суда от 09.09.2008 заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение детей одному ребенку дважды в год ущемляет интересы иных застрахованных лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что в период с 03.03.2008 по 28.03.2008 учреждением проведена выездная документальная проверка общества за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
По результатам проверки учреждением составлен акт от 08.04.2008 N 16 с/с, на основании которого вынесено решение от 08.05.2008 N 19/16, которым не приняты к зачету выплаты по санаторно-курортному лечению детей, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 12075 руб., поскольку в нарушение п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309, предусматривающего выдачу путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, не чаще одного раза в год для одного ребенка, тогда как путевка N 209571 стоимостью 12075 руб. выдана Нагорянскому Владиславу второй раз в 2007 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. N 309
Обществу предложено перечислить не принятую сумму по санаторно-курортному лечению детей и предоставить в учреждение копии платежных поручений.
Общество не согласилось с указанным решением учреждения и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у учреждения оснований для непринятия к зачету расходов по санаторно-курортному лечению детей, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога по обязательному социальному страхованию.
Согласно статьи 1 Федерального закона РФ N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" (в последующих редакциях, далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - иных категорий граждан.
В соответствии со ст. 6 Закона N 165-ФЗ, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как предусмотрено подп. 14 п. 2 ст. 8, ст. 9 Закона N 165-ФЗ, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, при этом в отношения по обязательному социальному страхованию вступают застрахованные лица - граждане, работающие по трудовым договорам, с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона N 165-ФЗ, застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено, что в 2007 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан: 1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 500 руб. на одного ребенка в сутки; 2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Каких-либо ограничений на получение страхового обеспечения застрахованными гражданами по количеству путевок на своих детей федеральными законами не предусмотрено.
Порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний определены Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 N 309 (далее - Положение).
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели.
Согласно п. 7 Положения распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.
Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.
Принимая во внимание, что субъектом обязательного социального страхования, как прямо установлено ст. 6 Закона N 165-ФЗ, является застрахованное лицо, при этом каждый застрахованный работник имеет право получить для своего ребенка, не чаще одного раза в год, санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств обязательного социального страхования, то каждый из родителей, если он в силу положений названного закона является застрахованным лицом, имеет право на получение страхового обеспечения.
Реализация права застрахованного лица на получение страхового обеспечения по данному виду страхования - не может быть поставлена в зависимость от того, работают застрахованные лица, приобретающие путевки для своего ребенка, у одного страхователя (работодателя) или у разных.
Судами установлено и материалами дела подтверждено и заинтересованным лицом не оспаривается, что в 2007 г. выделено две путевки в НП санаторий - профилакторий "Космос" - N 007449, дата заезда 20.03.2007 и N 209571 дата заезда 27.12.2007 - Нагорянскому Владиславу, 13.07.1993 г.р., стоимостью 12075 руб., каждая на общую сумму 24150 руб. (л.д. 58), при этом путевки N 007449 и N 209571 были выданы по заявлениям разных застрахованных работников общества - Нагорянской Е.А. и Нагорянского С.Н., каждый из которых имел, как застрахованное лицо, право на приобретение санаторной путевки для своего ребенка 1 раз в год, и реализовал указанное право в установленном порядке, о чем имеются соответствующие решения комиссии общества по социальному страхованию, что следует из заявлений общества о выделении путевок.
Таким образом, у учреждения отсутствовали законные основания для отказа в принятии к зачету расходов общества на спорную путевку.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной оценке доказательств, что в соответствии со ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2008 по делу N А76-9327/2008-40-196 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Миасского филиала N 7 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 7 Положения распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.
...
Принимая во внимание, что субъектом обязательного социального страхования, как прямо установлено ст. 6 Закона N 165-ФЗ, является застрахованное лицо, при этом каждый застрахованный работник имеет право получить для своего ребенка, не чаще одного раза в год, санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств обязательного социального страхования, то каждый из родителей, если он в силу положений названного закона является застрахованным лицом, имеет право на получение страхового обеспечения.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2008 по делу N А76-9327/2008-40-196 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Миасского филиала N 7 - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2009 г. N Ф09-562/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника