Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 марта 2009 г. N Ф09-835/09-С6
Дело N А50-12962/2008-Г34
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2009 г. N 2479/09
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 2479/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8186/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Смирнова А.Ю., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" (далее -общество "ОПР "Прикамье") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу N А50-12962/2008-Г34 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ОПР "Прикамье" - Чистяков А.Ю. (доверенность от 01.01.2009).
В судебном заседании суда кассационной инстанции обществом "ОПР "Прикамье" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации надзорной жалобы по делу N А50-4275/2008-Г17 по заявлению общества "ОПР "Прикамье" о признании незаконными действий Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) по начислению арендной платы и пени по договору от 09.07.1998 N 275. К ходатайству обществом приложены копии надзорной жалобы и определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 о возбуждении надзорного производства по заявлению общества "ОПР "Прикамье". Заявитель полагает, что при рассмотрении надзорной жалобы может быть установлено нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев указанное ходатайство и приложенные к нему документы, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его удовлетворения.
Общество "ОПР "Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к департаменту о признании незаконным расчета арендной платы по договору от 09.07.1998 N 275 за 1 квартал 2008 года в сумме 122 150 руб. 45 коп. и возложении на департамент обязанности произвести расчет арендной платы за 1 квартал 2008 года исходя из ставок земельного налога.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.10.2008 (судья Кульбакова Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 (судьи Карпова Т.Е., Глотова Г.И., Жукова Т.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ОПР "Прикамье" просит постановление апелляционного суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Заявитель полагает, что судом неправомерно применена ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку правоотношения сторон возникли до введения в действие названного Кодекса. По мнению общества "ОПР "Прикамье", изменение размера арендной платы по указанному договору в связи с изменением методики расчета арендной платы, введенной постановлением правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п, может быть осуществлено только по соглашению сторон договора аренды.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что 09.07.1998 на основании постановления администрации г. Перми от 16.06.1998 N 1675 между администрацией г. Перми (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" (правопредшественник общества "ОПР "Прикамье"; арендатор) заключен договор аренды N 275 земельного участка с кадастровым номером 5049-2 площадью 26 980,786 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, мкрн. Усть-Муллы Дзержинского р-на, ул. Пожарная, д. 18, на срок с 16.06.1998 по 16.06.2013 (в редакции дополнительного соглашения к договору от 08.04.2003; л.д. 7-9, 14).
Договор аренды зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Перми в Поземельной книге (регистрационная запись от 13.07.1998 N 39-45).
В соответствии с п. 2.1 данного договора арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком в размере согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы. Размер арендной платы пересматривается ежегодно арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменениями устанавливаемых централизованно ставок земельного налога или введением коэффициентов к ним.
В марте 2008 года Управлением земельных отношений администрации г. Перми и обществом "ОПР "Прикамье" подписано приложение N 2 к договору аренды земельного участка от 09.07.1998 N 275, согласно условиям которого арендная плата на 2008 год, составляющая 781 762 руб. 88 коп., рассчитана по кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента 0,04 (л. Д. Ю).
Общество "ОПР "Прикамье", считая данный расчет арендной платы незаконным, поскольку согласно условиям договора аренды расчет арендной платы должен быть произведен на основании земельного налога, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановление администрации г. Перми от 26.06.1999 N 1345 "О базовом размере арендной платы за землю на территории г. Перми", которым установлено, что базовый размер арендной платы за городские земли определяется на уровне ставок земельного налога, утратило силу в связи с изданием постановления администрации г. Перми от 16.06.2004 N 1727.
В соответствии с п. 2.1 Указа губернатора Пермской области от 29.12.2003 N 253 "О внесении изменений и дополнений в Указ губернатора Пермской области от 08.09.2003 N 174 "Об утверждении положения об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области" базовый размер арендной платы рассчитывается от нормативной цены земли, установленной по результатам оценочного зонирования каждого поселения Пермской области.
С 01.01.2008 вступило в силу постановление правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п "Об установлении размера арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края", которое установило, что арендная плата исчисляется от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п. 2.1 договора аренды от 09.07.1998 размер арендной платы пересматривается ежегодно арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменениями устанавливаемых централизованно ставок земельного налога или введения коэффициентов к ним.
На основании данных обстоятельств судами сделан вывод о том, что арендодателем не нарушены нормы действующего законодательства при исчислении арендной платы за земельный участок, переданный истцу, за первый квартал 2008 года на основании указанного постановления правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционным судом при этом правильно отмечено, что изменение метода исчисления арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка исключает возможность ее исчисления на основании земельного налога.
С учетом изложенного судами обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.10.2008 по делу N А50-12962/2008-Г34 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.01.2008 вступило в силу постановление правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п "Об установлении размера арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края", которое установило, что арендная плата исчисляется от кадастровой стоимости земельных участков.
...
На основании данных обстоятельств судами сделан вывод о том, что арендодателем не нарушены нормы действующего законодательства при исчислении арендной платы за земельный участок, переданный истцу, за первый квартал 2008 года на основании указанного постановления правительства Пермского края от 13.12.2007 N 328-п, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.10.2008 по делу N А50-12962/2008-Г34 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый продовольственный рынок "Прикамье" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 марта 2009 г. N Ф09-835/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника